Методическая копилка
26.09.2025
Зейналова Шафига Яшар кызы в своей
профессиональной деятельности продуктивно использует формы, современные методы,
средства, педагогические приемы, электронные образовательные ресурсы, что
обеспечивает эффективность организации коррекционно-развивающего образовательного
процесса с учётом целей и задач обучения и воспитания реализуемой АОП ДО,
конкретных условий образовательной деятельности, запросов воспитанников и
родителей.
С целью повышения качества коррекционно-образовательного
процесса Шафига Яшар кызы разработала и реализовала комплекс
коррекционно-логопедического сопровождения образовательного процесса по
направлениям: диагностики, логопедической коррекции, консультирования родителей
и педагогов, в который вошли методические разработки мероприятий по коррекции
речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Апробировала и
внедрила в работу систему мониторинга, основанную на авторских методиках А.М.
Быховской, Н.А. Казовой. Разработанные коррекционные мероприятия основаны на
применении современных педагогических технологий:
- игровые: речевые, логические, сенсорные,
настольно-печатные игры, игры с предметами, мячом, игры-драматизации,
игры-имитации, игры с элементами соревновательного характера, мнемотехники), которые
помогли активизировать словарный запас, улучшить коммуникативные навыки,
развить диалоговую речь. Дети с удовольствием участвовали в играх, направленных
на развитие речевых процессов, эмоционально-волевой сферы, мелкой и общей
моторики. В результате применения игровой технологии, у детей повысилась
концентрация и устойчивость внимания, увеличился объем памяти, что положительно
повлияло на развитие всех компонентов речи.
-
Проблемно – диалогическое обучение, которое
основано на получении новых знаний посредством решения теоретических и
практических проблем и задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.
Ребенок под руководством взрослого открывал новые знания: учился самостоятельно
мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты. У
детей группы развивается интеллект и творческие способности, расширился
активный и пассивный словарь, совершенствовались коммуникативные навыки, умение
правильно и логически излагать свои мысли, вести диалог, воспитывается активная позиция личности.
-
Здоровьесберегающие технологии. Шафига Яшар кызы успешно применяет
здоровьесберегающие технологии: дыхательную гимнастику А. Г. Ипполитовой и
элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой; технологию формирования
семантических полей З. А. Репиной «Поле речевых чудес»; «Камешки Марблс» для
развития мелкой моторики, зрительного восприятия. Применяемая педагогом
технология Р. Г. Бушляковой «Биоэнергопластика» способствовала синхронизации
мелкой и артикуляционной моторики. Для развития фонематических процессов
использовала методические пособия Н. В. Нищевой, Т. А. Ткаченко, Е. В.
Колесниковой, а также методики фонетической и логопедической ритмики Картушиной
М.Ю.
Разработала и изготовила картотеки
и дидактические игры по формированию лексико-грамматической стороны речи,
связной речи, воздушной струи, автоматизации звуков https://disk.yandex.com.am/d/pgGK2ixz5xAK-g
Учитывая сочетанность речевых
нарушений с нарушениями психического и физического развития детей, использовала дыхательную, пальчиковую гимнастики,
самомассаж, пальчиковый массаж, элементы «Су-джок» терапии, которые помогли
развить и укрепить мышцы речедвигательного аппарата, мелкую и общую моторику,
активизировали защитные функции организма, и способствовали успешному
коррекционному процессу.
- Педагогическая песочница. Использование в коррекционной работе песка помогло обогатить словарный запас
детей, развить связную и последовательную речь, способствовало автоматизации и
дифференциации поставленных звуков, активизации речевой, коммуникативной
деятельности детей и повышению уровня развития высших психических функций.
- ИКТ – технологии. Разработала серию мультимедийных презентаций по
лексическим темам, «Веселый повар», «Мебельный магазин», «Собери бусы для
принцесс», «Звезда с неба», «Рыболов», которые способствовали развитию
любознательности, повысили интерес к познанию окружающего мира, развили
когнитивные процессы. Электронные игры и презентации использовала в процессе
индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий для демонстрации нового
материала, для закрепления и тренировки полученных данных, для постановки,
автоматизации и дифференциации звуков. Занятия проходили на высоком эмоциональном
настрое, что повысило эффективность коррекционной работы. Дети научились обобщать,
группировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи. В
консультативной деятельности с родителями и педагогами активно использовала
формат онлайн- общения: консультации в мессенджерах, Яндекс форма для обратной связи с родителями, ведет свою страницу сайта.
- Нейропсихологические упражнения. Использует методы, разработанные
А.В. Семенович, с целью развития высших психических функций путем воздействия на
сенсомоторный уровень. В коррекционную работу с воспитанниками включает игры,
которые помогают ребёнку контролировать свою двигательную активность, развивать
внимание. Названия «По камушкам», «Передай письмо слону», «Полоса препятствий»,
«Лабиринты», «Прищепки», «Кристаллы». Подобраны
и разработаны нейро-игры по коррекции звукопроизношения. https://disk.yandex.ru/d/ATn_u2JyHreeEw
С целью развития речевой и
познавательной активности детей и активного вовлечения родителей в
образовательный процесс внедрила метод
проектов. Дети научились составлять описательные рассказы. Развили свои
творческие способности, улучшили свои коммуникативные навыки. Результатом
совместной деятельности с участниками образовательных отношений стало успешное
завершение работы над проектами на уровне МАДОУ: «Осенний бал», «Книжка-малышка»,
«Путешествие по сказкам Сутеева», «Коллекционирование», «Зимняя сказка»,
«Золушка».
С целью обогащения
предметно-пространственной среды речевого центра группы, разработала и
изготовила картотеки и дидактические игры по формированию
лексико-грамматической стороны речи, связной речи, воздушной струи,
автоматизации звуков.
В целях создания единого
коррекционно-образовательного пространства и речевой среды создала и успешно
реализовала модель взаимодействия специалистов и родителей. Шафига Яшар кызы
входит в состав Ппк МАДОУ (психолого-педагогического консилиума). Принимала непосредственное
участие в разработке индивидуального образовательного маршрута для
детей-инвалидов, который применяется всеми педагогами ДОУ, в разработке
«Речевой карты». https://disk.yandex.com.am/d/-CejH7VfGwWe-w
Учитель-логопед
является разработчиком практических занятий для родителей воспитанников по
коррекции и профилактике речевых нарушений в «Школе для родителей» на темы:
«Как обучать детей звуковому анализу слов», «Необходимость развития правильного
речевого дыхания у детей», «Родителям на заметку», разработаны домашние задания по лексическим темам.