7. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКА

1

СОДЕРЖАНИЕ

рабочей программы:
1. Раздел 1. Целевой
1.1 Пояснительная записка4
1.1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы развития
музыкальности детей дошкольного возраста (3-7 лет) 6
1.1.2. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
развития музыкальности детей дошкольного возраста (3-7 лет)7
1.1.3. Структура Программы(3-7 лет)характеристики, в том числе характеристики
особенностей развитиядетей дошкольного возраста 8
1.1.4. Характеристика особенностей музыкального развития детей9
1.2. Планируемые результаты освоения рабочей программы развития 23
музыкальности детей дошкольного возраста (3-7лет)
Раздел 2. Содержательный29
2.1. Образовательная область

29

2.2 Описание образовательной деятельности в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» 36
2

2.3. Характеристика парциальных программ « Ладушки»

39

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 42
2.5. Система педагогического мониторинга музыкального развития 44

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ45
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

45

3.2. Содержание методического материала и средств обучения и воспитания 45
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий54
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды 59
3.5. Литература

62

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Пояснительная записка
3

Рабочаяпрограмма(далееПрограмма)являетсялокальными
индивидуальным документом, определяющим комплекс основных характеристикдошкольного образования (объем,
содержание и планируемые результаты в видецелевых ориентиров дошкольного образования).
По Уставу МАДОУ-детского сада №395 (далее Учреждение) и в связи с
потребностями, рабочая программа ориентирована на воспитанников с 3-х лет до 7лет. При этом Уставом закреплена
возможность получения ребенком дошкольногообразования не зависимо от времени и периода заключения с
родителями (законнымипредставителями) договора об образовании (в начале, середине или конце года, в 3года или в 6
лет).
Программа направлена на развитие музыкальности детей во всех доступныхим видах музыкальной деятельности,
приобщение к музыкальному искусству, атакже предусматривает психолого-педагогическую поддержку
позитивнойсоциализации и индивидуализации каждого ребенка, его всестороннее развитие.
Программа учитывает новые стратегические ориентиры в развитии системыдошкольного образования:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного
образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного

4

образования на основе единства обязательных требований к условиям
реализации образовательных программ дошкольного образования, их
структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного
образования.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г. № 1155. При составлении данной программы также использовалапарциальные программы «Ладушки»
авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева.
Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят: Федеральный
закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
-Конституция РФ, ст. 43, 72;
-Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г.

5

Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте
России 29 мая 2013 г. № 28564);
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
-Устав МБДОУ детский сад №395.
Данные документы определяют основные принципы:
-поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценностидетства как важного этапа в общем
развитии человека, самоценность детства –понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого
посебе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период
подготовки к следующему периоду;
-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей;
-уважение личности ребенка;

6

-реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры,
познавательной и исследовательскойдеятельности,вформетворческойактивности,обеспечивающейхудожественноэстетическое развитие ребенка.
1.1.1. Цели и задачи Программы
Цель:создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста и их
способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи: формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
-формирование духовно-ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
-развитие музыкально-художественной деятельности;
-приобщение к музыкальному искусству, фольклору;
-развитие воображения и творческой активности;
-обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.
1. 1.2. Основными принципами к формированию и реализации Программы являются:
1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.
7

3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры,
познавательной и исследовательской деятельности.
4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и
индивидуальнымиособенностями и склонностями.
5. Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе
развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающиммиром.
6. Вариативность организации дошкольного образования.
Программа «Мозаика» разработана на основе культурно-исторического и системнодеятельностного подходов,
являющихся методологией ФГОС ДО.
1.1.3. Структура Программы
I. Целевой раздел
II. Содержательный раздел
III. Организационный раздел Целевой раздел включает в себя: Пояснительную записку (цели и задачи реализации
Программы, принципы и подходы к формированию Программы, значимые для разработки и реализации Программы
характеристики) .

8

Планируемые результаты освоения программы с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий
(индивидуальная траектория развития) детей. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности детей через музыкальное воспитание и включает в себя: описание
образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, в составе образовательной области «Художественноэстетическое развитие»; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;
В содержательном разделе представлены: описание особенностей образовательной деятельности разных видов и
культурных практик (парциальные программы);
- описание способов и направлений поддержки детской инициативы; описание особенностей взаимодействия
педагогического коллектива с семьями воспитанников;
- Организационный раздел содержит: описание материально-технического обеспечение Программы;
-описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
-описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий;
-описание организации развивающей предметно-пространственной среды.Структура и содержание Программы
определены сроком на 1 год и корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями, дополняется
комплексно-тематическим, перспективным и календарным планированием работы.
1.1.4. Характеристика особенностей музыкального развития детей

9

Характеристика особенностей музыкального развития детей 2 младшей группы (3-4 лет) В этот период, прежде всего,
формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения.
Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять
выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. На четвертом году
жизни у детей появляется дифференцированное восприятие музыки.
У них возникает доброжелательное отношение к персонажам, о которых поется в песне, они чувствуют радость при
исполнении веселого праздничного марша и успокаиваются во время слушания колыбельной.
Дети узнают и называют знакомые песни, пьесы, различают регистры. Совершенствуются музыкально-сенсорные
способности, которые проявляются при восприятии звуков, разных по 5 высоте, слушании 2-3 детских музыкальных
инструментов, выполнении ритма шага и бега (четверти и восьмые). Исполнительская деятельность у детей данного
возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки
тонкие, короткие.
У детей 3—4 лет начинает формироваться певческое звучание в его первоначальных формах. Подстраиваясь к голосу
педагога, они правильно передают несложную мелодию, произнося слова вначале нараспев, затем появляется
протяжность звучания.

10

Голос ребёнка на сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар отличается доступностью текста и
мелодии. Проводится работа над правильным произношением слов. Малыши осваивают простейший ритмический
рисунок мелодии. Можно установить певческий диапазон, наиболее удобный для детей этого возраста (ре1 — ля1).
Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он
воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых
приёмов и доступного материала.
Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и
интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить
музыку.
Движения становятся более согласованными с музыкой. Многие дети чувствуют метрическую пульсацию в ходьбе и
беге, реагируют на начало и окончание музыки, отмечают двухчастную форму пьесы, передают контрастную смену
динамики. Малыши выполняют различные образные движения в играх, в упражнениях используют предметы:
погремушки, флажки, платочки.
Они более самостоятельны в свободной пляске. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских
музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту
звучания различных инструментов.

11

Задачи: воспитывать отзывчивость на музыку разного характера, желание слушать ее, замечать изменения в звучании,
различать звуки по высоте (в пределах октавы, септимы), тембр 2—3 музыкальных инструментов, передавать разный
ритм (шаг и бег), узнавать знакомые песни и пьесы, уметь вслушиваться при исполнении песни, точно ее
воспроизводить, формировать протяжность звучания, навык коллективного пения, развивать согласованность движений
с музыкой на основе освоения детьми несложных гимнастических, танцевальных, образных движений.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитиюдошкольников является взаимосвязь
различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.
Характеристика особенностей музыкального развития детей (4-5 лет).
На пятом году жизни ребенок любит петь не только вместе со сверстниками ивзрослыми. А также – самостоятельно (в
основном поет в пределах квинты). Еголюбимые песни обычно отличаются ярким характером и образами, связанными
сжизнедеятельностью в семье, детском саду. Дети начинают осознанно использовать впении средства выразительности:
музыкальные (высота звука, динамические оттенки)
и внемузыкальные (выразительная мимика). Налаживается вокально-слуховаякоординация. Расширяются певческие
возможности в связи с более четкой дикцией.
В средней группе дети могут не только подпевать и воспроизводить
звукоподражания, но и петь целиком небольшие легкие песни в диапазоне,
соответствующем типу голоса. Голос в этом возрасте приобретает звонкость,
12

подвижность.
Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуютпостоянной поддержки взрослого. Ребенок пяти лет
правильно пропевает мелодииотдельных небольших фраз песни, контрастные низкие и высокие звуки,
соблюдаетнесложный ритмический рисунок. Ему доступно напевное звуковедение, он можетпропевать небольшие
фразы песни, не прерывая дыхания. Певческий диапазонсохраняется в пределах ре-ля первой октавы.
Продолжительность пения не должнапревышать 5 минут, так как певческий аппарат еще не сформирован,
голосовыесвязки тонкие, дыхание слабое и короткое. Следует следить, чтобы во время пениядети не опускали голову,
так как при этом гортань сдавливается, затрудняетсяпрохождение воздуха, вследствие чего возникает перенапряжение
голосовогоаппарата.
В силу психологических возможностей дети как четвертого, так и пятого годажизни, не могут следить за чистотой
певческой интонации, правильностьюсобственного пения, поэтому поют мелодию зачастую неверно. Несмотря на это,
ониспособны к освоению певческой деятельности и, к этапу перехода в старшийдошкольный возраст, могут
самостоятельно, при незначительной помощи взрослогоспеть маленькую песенку, некоторые дети могут даже точно
воспроизвестинесложную мелодию без музыкального сопровождения.
В игре на детских музыкальных инструментах у детей третьего года
проявляется интерес к экспериментам с предложенными инструментами, а такжешумовое экспериментирование с
разными предметами.

13

Дети способны кэлементарному анализу тембров инструментов, способны выбрать инструменты,тембр которых
соответствует звучанию музыки.
У детей четвертого года жизниформируется запас представлений об игре на детских музыкальных инструментах,опыт
игры в ударном оркестре, ансамбле.
Начиная с четвертого года жизни, дети способны к самостоятельной
музыкальной деятельности.
В музыкальной игре-драматизации и театрализованной игре тип и степень
сложности определяются возрастными возможностями. Сюжеты, чаще всего сказки,должны быть несложными,
понятными и интересными для детей. Музыкальныйтекст, яркий и высокохудожественный, должен быть доступным для
воплощениядетьми в движении, оркестре, пении. Первые игры-драматизации либо совсем невключают песен, либо 1—2
для хорового исполнения (в удобной для детейтональности). Минимальным должен быть и исполняемый детьми
словесный текст.
Зато движения, несущие основную смысловую нагрузку и чаще всего имеющиеколлективный характер, могут быть
представлены в полной мере. В этих играх 1—2роли можно поручить взрослому, который организует детей,
вдохновляет их своимпримером на свободное и выразительное воплощение образов.
У детей пятого года жизни расширяются представления о музыке как о виде

14

искусства. Накапливая слушательский опыт, дети начинают осознавать, что музыкаявляется не только основой для
действий (движения, пения, игры на музыкальныхинструментах), но и может о чем-либо рассказывать, то есть
формируется восприятиеобразного строя музыки. Развивается музыкальная память, более устойчивымстановится
внимание. Расширяются возможности аналитической деятельности –узнавание музыкального произведения, словесные
высказывания о характерезвучания музыки, при этом при определении общего характера музыкальногопроизведения
появляется ориентация на мелодию и интонацию. В этом возрасте
дети отличаются наблюдательностью и, более дифференцированно воспринимаяхарактер, форму и средства
выразительности музыкального произведения,определяют общее настроение и характер музыки (веселая, радостная,
спокойная,бодрая), отмечают особенности звучания (звуки высокие, низкие, громкие, тихие), атакже слышат (выделяют)
в пьесе части (например: одна быстрая, а другаямедленная), узнают, какой инструмент звучит (рояль, клавесин,
шарманка,симфонический или народный оркестр), некоторые оркестровые инструментыспособны различить по тембру
(флейта, скрипка) или определить, к какой группеотносится инструмент (ударный, духовой, струнный).
На вопросы педагога даютсловесные ответы. Они начинают обобщать свои впечатления, оперировать такимитерминами,
как вступление, куплет, запев, часть, темп и т.д. Детям становятсяпонятны требования: как надо спеть песню, как
двигаться в спокойном хороводе икак в подвижной пляске.
Активно развиваются музыкально-сенсорные способности, в связи с чем
целесообразно использовать музыкально-дидактические игры, направленные наразвитие звуковысотного,
динамического, тембрового слуха, чувства ритма. Если длядетей четвертого года характерно восприятие музыкального
15

метра и воспроизведениеравномерной ритмической пульсации, то дети пятого года способны квоспроизведению
простых ритмических рисунков, например, ритмов суммирования идробления. Развитие и овладение звуковысотным
слухом делает доступным такойновый вид деятельности как игра на детских звуковысотных инструментах и
подбормелодических ходов по слуху (терция, секунда, поступенный ход вниз).
Развитие умений ориентировки в пространстве и освоение основных видов
движения (ходьбы, бега, прыжков) дает детям возможность шире использовать их виграх и танцах. Танцевальные и
образные движения становятся болеевыразительными, дети способны передать не только образы животных, но
ихарактеристики людей, использовать жесты и мимику. У детей накапливается иобобщается опыт связи музыки
определенного характера с тем или иным движением.
Некоторые дети способны к самостоятельному танцевально-двигательному
творчеству. В театрализованных музыкальных играх формируются умения
воплощать образы в разных вариантах исполнения. Дети способны проявлять
воображение, инициативу, индивидуальность, творчески исполнять свою роль. Такжестановится доступным такой вид
деятельности как освоение простых техниккукловождения.
К концу периода младшего дошкольного возраста у детей начинают
проявляться индивидуальность, интерес к определенным видам музыкальной

16

деятельности (танцам, пению, игре на музыкальных инструментах и др.)
Индивидуальные особенности детей младшего дошкольного возраста
По результатам педагогической диагностики (май 2019 г.) выявлены
следующие особенности музыкального развития детей младшего дошкольного
возраста:
- 90% детей активно участвовало в совместной с педагогом музыкальной
деятельности, их отличает высокий эмоциональный отклик на музыку,
предлагаемую для разных видов музыкальной деятельности;
- дети владеют певческими умениями в соответствии с возрастом; все принимают участие в певческой деятельности; 3
ребенка проявляют высокий тип певческогоголоса, остальные - средний тип. Относительно интонируют голосом
мелодию в песнях 4 ребенка;
- чувство ритма соответствует возрастному у 82% детей группы. У трех детейотмечено его развитие на уровне выше
возрастного (хорошо чувствуют сильные доли, самостоятельно воспроизводят четкий равномерный ритм на ударных
музыкальных инструментах, без показа взрослого могут воспроизвести под музыку по заданию простые ритмические
блоки, повторить ритмический блок,включающий паузу на одну из долей);

17

- без показа взрослого ритмично могут выполнить движения под музыку 4 ребенка, остальные ориентируются на показ.
Творчески проявляют себя в музыкальномдвижении 5 детей;
- дети достаточно свободно ориентируются в пространстве зала, недостаточно хорошо ориентируются относительно
себя (лево - право);
- у некоторых детей проявились индивидуальные предпочтения к определенномувиду музыкальной деятельности:
музыкальное движение (танец) – 5 человек, игра в
оркестре детских музыкальных инструментов – 4 человека;
- инициативу к самостоятельной музыкальной деятельности проявляют 5 детей.
Данные особенности положены в основу проектирования образовательногопроцесса по музыкальному развитию детей
младших и средней группы:
- учет особенностей типа певческих голосов (выбор тональности, диапазона
песни) и способности точного интонирования мелодии (хоровое исполнение песен сучастием солистов);
- включение музыкально-дидактических игр, направленных на развитие
звуковысотного слуха;
- подбор музыкально-подвижных игр на ориентирование в пространстве и

18

развитие координации движений;
- использование приемов, направленных на активизацию детей, мотивирование
к коллективной музыкальной деятельности;
- включение игровых заданий и игр, направленных на развитие творческих
способностей (песенное, музыкально-игровое, танцевальное, исполнительское);
- организация индивидуальной работы с детьми в соответствии с уровнем
музыкального развития.
Возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного
возраста (5-7 лет).
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшаются подвижность,
уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстроустают, при перегрузках возникает
охранительное торможение. Старшиедошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают
достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения,требующие скорости и гибкости, но
их сила и выносливость пока еще невелики.
19

Кроме сюжетно-ролевых игр у детей интенсивно развиваются и другие формыигры — режиссерские, игры-фантазии,
игры с правилами.
После 5 лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками.
В игре и других видах совместной деятельности дети обмениваются информацией,планируют, разделяют и
координируют функции. Постепенно складываетсядостаточно сплоченное детское сообщество. Существенно
увеличиваютсяинтенсивность и широта круга общения.
В старшем дошкольном возрасте активно развивается диалогическая речь.
Диалог приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. Внедрах диалогического общения
старших дошкольников зарождается и формируетсяновая форма речи — монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развиваетсяпроизвольность действий.
Наряду с наглядно-образным появляются элементы словесно-логического
мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть — целое,причинность, пространство, время,
предмет — система предметов и т.д.)
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более
осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но вкакой-то мере создавать ее.

20

Характеристика возрастных возможностей детей старшего дошкольного
возраста (5 -7 лет) в сфере художественно-эстетического (музыкального)
развития.
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более
осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но вкакой-то мере создавать ее.
Художественное развитие в этом возрасте характеризуется высокой степеньюовладения различными видами
художественной деятельности и появлением сложныхкомпонентов в системах художественных способностей.
Происходит развитиевысшей нервной деятельности, речи, повышается работоспособность нервнойсистемы, что
способствует также активному развитию музыкальности детей.
Продолжается дальнейшее физическое развитие. Формируется осанка, движениястановятся более свободными,
выразительными, осмысленными, управляемыми,слаженными, уверенными.
Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку, еевосприятие имеет более целенаправленный
характер. Ребенок владеет навыкамикультуры слушания, способен оценить музыкальное произведение, на основе
своихвпечатлений и полученных знаний может почувствовать разнообразные оттенкинастроения, переданные музыкой,
самостоятельно охарактеризовать музыкальноепроизведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать
динамикуразвития музыкального образа. Ребенок воспринимает его уже и целостно идифференцированно, при этом,

21

различая и выделяя наиболее яркие средства«музыкального языка» целостное восприятие произведения не снижается.
Детишестого года различают по характеру звучания вокальную и инструментальнуюмузыку, выделяют такие средства
музыкальной выразительности, как мелодия,
ритмический рисунок, динамика, темп, регистры.С развитием музыкальносенсорных способностей дети могут различать выразительные отношения
музыкальных звуков. Могут различить простую музыкальную форму (двух-, трех-частную). Способны сравнивать,
анализировать контрастные музыкальные пьесы.
Необходимо помнить, что имеющиеся у детей общие и специфические знания,связанные с различными видами
музыкальной деятельности, их умения и навыкичасто не обладают особой прочностью и даже в какой-либо период
могут временноутрачиваться.
Приобретая на седьмом году жизни боле широкий кругозор, имея достаточныйуровень интеллектуального развития,
шести-, семилетние дети способныпрослушивать относительно крупные музыкальные произведения. Успешность
вданном виде музыкальной деятельности объясняется тем, что к этому времени удошкольника достаточно развит
психологический механизм восприятия музыки:эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, память,
музыкальноемышление как обобщенное качество музыкального восприятия, способность ктворчеству. Имея достаточно
большой запас музыкальных впечатлений и знаний омузыке, дети седьмого года различают музыкальные произведения
различныхжанров, стилей, стран, эпох, называют известные музыкальные произведения, имена

22

значимых композиторов. К узнаванию музыкальных форм добавляется восприятие иопределение формы рондо. Дети
вслушиваются в интонационные ходы иритмические особенности, осознают характер музыки и выявляют комплекс
средствмузыкальной выразительности. В дополнение, ребенок желает и может осваиватьэлементы музыкальной
грамоты. Интенсивное развитие музыкального воображение имышления позволяют ребенку анализировать музыкальное
произведение, сравнивать,выделят, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи. Значительно
обогащается индивидуальная интерпретация музыки – дети могут сравнить
произведения разных композиторов на одну и ту же тему, дать собственную оценкупроизведению, определить свое
отношение к нему (избирательное отношение кмузыке, мотивация своего выбора).
При системном подходе к педагогическому процессу музыкального
образования у большинства детей к семилетнему возрасту уже сформированымузыкально-сенсорные способности, так
как к этому периоду достигаетопределенной степени зрелости функция анализаторов (слух). Это объясняется, содной
стороны, улучшением работы мозговых центров, а с другой – постояннымупражнением органов слуха в музыкальнодидактических играх и упражнениях, припрослушивании музыкальных произведений.
Овладевая певческой деятельностью, ребенок шести лет способен петь гораздоболее сложные по мелодическим и
ритмическим особенностям песни, владеетразнообразным по тематике репертуаром. Голос становится звонче, для
большинствадетей характерен диапазон в пределах ре-си первой октавы, налаживается вокально-слуховая координация.
Ребенок начинает осознанно следить за правильностью иточностью певческой интонации, контролировать себя,

23

исправлять неточности своегопения, но лучше слышит пение своего сверстника. Дети могут выразительно петь нетолько
напевно, но и отрывисто, если это необходимо для отображения содержания инастроений песни. Они способны петь на
одном дыхании целые фразы песни,
певческая дикция у большинства детей правильная. Хоровое пение отличаетсяслаженностью голосов по тембру и
динамическим оттенкам. Не стоит забывать, чтоголос ребенка остается все еще довольно хрупким, поскольку
продолжаетсяформирование вокальных связок.
На седьмом году у детей формируются возможности для проявления себя не
только в хоровом и ансамблевом, но и в сольном пении. Певческие импровизациистановятся яркими, интересными,
начинают носить индивидуальный, а неподражательный характер. В этом возрасте ребенок обладает достаточно
окрепшимголосовым аппаратом, хотя вокальные связки еще не сформированы окончательно(этот процесс завершится
лишь к 12 годам). Для детей этого возраста характернонегромкое, но напевное и звонкое пение. Певческий диапазон у
большинствасемилетних дошкольников расширяется – от «до» первой до «до» второй октавы), у
некоторых детей – до звуков ре-ре# второй октавы. Сохраняется различие детей потипам певческого голоса (высокий,
средний или низкий).
Большинство детей имеют большой запас песен, выделяют любимые, как
правило, испытывают эстетическое наслаждение при удачном исполнении песни.Желают осознанно осваивать
различный по тематике и более яркий по средстваммузыкальной выразительности песенный репертуар. Способны
24

овладевать азбукойпевческого исполнительства. При собранности внимания способны чистоинтонировать, однако при
малейшем отвлечении некоторые из них поют мелодиюневерно. Ритмический и динамический ансамбль почти всегда
отличаетсяслаженностью и не вызывает затруднений. Дети могут самостоятельно петь подолгу,однако это не всегда
желательно (с целью охраны детского голоса). Дети шести лет хорошо владеют навыками ориентировки в
пространстве,имеют достаточный запас образно-игровых и танцевальных движений,
довольнонепринужденновыполняютосновныедвижения,владеютнекоторымигимнастическими. Они свободно,
достаточно ритмично двигаются под музыку,передавая ее характер, отображая предполагаемый образ в музыкальных
играх итанцах. С окончанием движений, выполненных под одну часть музыки, детиосознанно и самостоятельно могут
переходить к выполнению другого движения под
следующую ее часть. Большинство детей с удовольствием включаются в творческиеигровые ситуации, в свободные
пляски; любят придумывать свои танцы, главнымобразом на основе знакомых движений. Особенностями движений
детей шестогогода являются следующими: не хватает пластичности, полетности, выразительности.
При физических нагрузках (в играх, танцах) необходимо учитывать группу здоровьякаждого ребенка. На седьмом году
жизни дети достигают кульминации развития движений, втом числе под музыку – движения делаются легкими,
изящными, пластичными. Устарших дошкольников резко возрастает способность к овладению довольносложными по
координации и темпу движениями, которые могут исполняться имиритмично и грациозно. В движениях под музыку
дети легко ориентируются вкомпозиции игры, в форме исполняемого танца, в характере музыки, а такжепластично

25

передают не только изобразительные, но и выразительные особенностимузыки. Это возможно за счет развития
музыкальных способностей, прежде всего
чувства ритма и эмоциональной отзывчивости на музыку. К этому времени у детейуже имеется большой объем
музыкальных и двигательных навыков и происходит ихдальнейшее закрепление, совершенствование. Дети запоминают
более сложныетанцевальные композиции, самостоятельно различают жанры танцевальной музыки(полька, вальс,
народная пляска, восточный, современный танец), адекватновыбирают и выполняют движения, свойственные каждому
танцу. Как правило,сформирована потребность в освоении новых движений, игр, плясок. Детисамостоятельно стараются
научиться новым движениям, добиваясь их уверенногоисполнения, принципиально оценивают качество как своих
действий, так и движенийсверстников; в играх, танцах прекрасно владеют чувством партнера, стремятсясогласованно
двигаться в паре, в хороводе. Дети инициативны и активны вмузыкальном и танцевальном творчестве, проявляют
индивидуальные интересы. Виграх проявляют хорошую быстроту реакции на звуковой, музыкальный сигнал.
С развитием психических процессов, более осмысленным и управляемы
поведением, развитием координации движений, мелкой моторики, а также с
развитием ритмического чувства и мелодического слуха происходит дальнейшееосвоение такого специфического
исполнительского действия, как игра на детскихмузыкальных инструментах в оркестре. Новые возможности позволяют
осваиватьзвуковысотные музыкальные инструменты, например, металлофон, ксилофон,детский синтезатор. Дети
овладевают таким видом деятельности, как подбор послуху образцов-интонаций, построенных на интервальной основе,
и простых мелодий
26

(нисходящее или восходящее поступенное движение). В игре на музыкальныхинструментах они не только повторяют за
взрослым, но и самостоятельно.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных
образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры отражены в ФГОС ДО п.4.6.
Целевые ориентиры используются педагогами для:построения образовательной политики на соответствующих
уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства

Российской

Федерации;решения задач: формирования Программы, анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с
семьями;
изучения характеристик образования детей 3-7 лет;
Планируемые результаты освоения Программы детьми, указанные в ФГОС ДО конкретизируются планируемыми
результатами примерной и парциальных программ.
Планируемые результаты освоения программы соответствуют примерной основной образовательной программе
дошкольного образования «Мозаика».

27

2.РАЗДЕЛСОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Описание образовательной деятельности в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка».
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» и интегрирует со всеми образовательными областями:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель художественного творчества развития дошкольников состоит во взаимодействии и проникновении различных
видов искусства и художественной деятельности в образовательный процесс дошкольной организации.
Основные задачи образовательной деятельности по овладению детьми музыкальной деятельностью:
• воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку через речевое, двигательное, инструментальное выражение;
• развитие музыкального восприятия;
• развитие общей и мелкой моторики;
• формирование коммуникативных умений;

28

• воспитание нравственных качеств.

Формы
работы
Песенное
творчество.
Музыкальное
рисование. Игры
на музыкальных
инструментах.
Театрализованные
игры. Игрыдраматизации.
Игрыимпровизации.
Творческие
мастерские.
Фольклорные
фестивали
народного
творчества.
Музыкальнолитературные
гостиные для детей
и родителей

Воспитательный
Бережное
отношение к
музыкальным
инструментам.
Эмоциональная
отзывчивость на
музыку
образного
содержания.
Воспитывать
интерес к пению,
слушанию

Образовательный эффект
Развивающий
Обучающий
Развитие сенсорной Высказывание
основы (высота,
суждения о красоте
динамика, тембр).
музыки.
Инициативное
Сопровождение пения
обсуждение
простейшими
музыкальных
движениями,
произведений со
шумовыми игрушками,
сверстниками и
мелодическими и
взрослыми.
ритмическими
Развитие основных инструментами.
видов движений
Участие в фестивалях,
праздниках,
драматизациях
театрализации

29

Качества
личности
Любознательность.
Старательность.
Инициативность.
Эмоциональная
отзывчивость.
Сопереживание.
Креативность. Активность

Младшая группа: 3-4 года.
Развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью.
В основу репертуара положены малые формы устного, песенного и игрового фольклора (потешки, пестушки,
колыбельные и т.д.), игры на сенсорное развитие, познание своего тела. Особое внимание уделяется пальчиковым играм,
которые способствуют развитию мелкой моторики и речи.
Задачи возраста:
• создать комфортные психолого-педагогические условия для сенсорного развития;
• воспитывать интерес к пению, слушанию, эмоциональную от зывчивость на музыку образного содержания;
• развивать основные виды движений.
Восприятие музыки. Учить внимательно слушать музыку образного содержания и выражать своё отношение к ней
эмоциями, движениями. Понимать содержание песен. Развивать сенсорную основу восприятия музыки (высота,
динамика, тембр).
Пение. Учить петь выразительно, ясно произносить слова, брать дыхание между фразами, сопровождать собственное
пение простейшими движениями (хлопки, шлепки, притопы), шумовыми игрушками (погремушки, колокольчики,
кубики, шаркунки), мелодическими и ритмическими инструментами (металлофоны, дудочки, свирели, барабаны,
ложки).
30

Музыкально-двигательное развитие.
Учить выполнять основные виды движения (шаг, бег, прыжки) в различных пространственных положениях, учить
двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (спокойный, плясовой, маршевый и т.п.). Менять
движения соответственно двухчастной, куплетной форме музыки, динамике звучания (громко — тихо, громче — тише).
Выполнять образные движения, «одушевляя» животных, растения, предметы и т.п.
Реагировать на начало и окончание музыки.
Выполнять танцевальные движения (хлопки в ладоши, по коленям, притопы, пружинки, кружение, прямой галоп).
Строить геометрические фигуры: круг, линию, полукруг, диагональ.
Учить выполнять движения с предметами (флажки, погремушки, платочки). Использовать пальчиковые игры для
развития мелкой моторики, речи,
тактильности, коммуникативных умений.
средней группы (4-5 лет)
Дети 4—5 лет эмоционально откликаются на добрые чувства, выраженные в музыке, различают контрастный
характер музыки. В этом возрасте наступает период вопросов: «почему?», «отчего?», и они часто направлены на
содержание музыкального произведения.
Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он
наблюдателен, способен определить: музыку веселую, радостную, спокойную; звуки высокие, низкие, громкие, тихие;

31

наличие в пьесе двух частей (одна быстрая, а другая медленная); на каком инструменте играют мелодию (рояль,
скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в
подвижной пляске.
Певческий голос детей очень хрупок и нуждается в бережной охране. Пение звучит негромко и еще неслаженно.
Наиболее удобный певческий диапазон голоса — ре1 — си1. Песни в основном построены на этом отрезке звукоряда,
хотя и встречаются проходящие более высокие и низкие звуки.
Движения ребенка недостаточно скоординированы, он еще не в полной мере овладел навыками свободной
ориентировки в пространстве, поэтому в играх и плясках нужна активная помощь воспитателя.
Дети проявляют интерес к музыкальным игрушкам и инструментам, применяют их в своих играх и могут усвоить
простейшие приемы игры на бубне, барабане, металлофоне.
Задачи: воспитывать интерес к музыке, отзывчивость, желание слушать ее, обогащать музыкальные впечатления
детей, развивать музыкально-сенсорные способности, формировать простейшие исполнительские навыки: естественное
звучание

певческого

голоса,

ритмичные

движения

под

музыку,

элементарные приемы игры на детских музыкальных инструментах.
старшей группы (5-6 лет)
На шестом году жизни дети эмоционально, непринужденно отзываются на музыку, у них появляется устойчивый
интерес к музыкальным замятиям. Они не только предпочитают тот

или иной вид музыкальной деятельности, но и

избирательно относятся к различным его формам, например, больше танцуют, чем водят хороводы, у них появляются
любимые песни, игры, пляски.

32

Дети способны усвоить отдельные связи и зависимости от музыкальных явлений: «Это музыка-марш, и надо
играть бодро, смело». Они могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как исполняется, например,
лирическая песня. «Нужно петь красиво, протяжно, ласково, нежно»,— говорит ребенок. На основе опыта слушания
музыки ребята способны к некоторым обобщениям. Так, о музыкальном вступлении они говорят: «Это играется вначале,
когда мы еще не начали петь, не начали танцевать».
Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация,
дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звуки в интервалах
квинты, кварты, терции. Они привыкают пользоваться слуховым контролем и начинают произвольно владеть голосом. У
некоторых голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется определенный тембр. Диапазон голосов звучит
лучше в пределах ре1 — си1, хотя у отдельных детей хорошо звучит до2.
Задачи: воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера,
развивать музыкальное восприятие, обогащать музыкальные впечатления, развивать звуковысотный, ритмический,
тембровый, динамический слух.
Формировать исполнительские навыки: правильное звукообразование, чистоту интонации, выразительность
ритмических движений под музыку, точность приемов игры на детских музыкальных инструментах.
Развивать творческую активность: в импровизации попевок, плясовых движений, инсценировок.
подготовительной к школе группы (6-7 лет)

33

На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети 6—7 лет могут не только ответить на вопрос, но и
самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, выделить выразительные средства, почувствовать
разнообразные оттенки настроения, переданные в музыке.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что важно и для воспитания эстетического
отношения к окружающему. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять,
различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Благодаря этому дети действуют в соответствии с
определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений.
Голосовой аппарат укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, в
связи с чем, охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы пение было негромким, а
диапазон постепенно расширялся — ре1 – до2. В певческих голосах семилеток проявляются напевность и звонкость,
хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор звучит еще недостаточно устойчиво
и стройно.
Дети охотно импровизируют различные мотивы, отвечают на «музыкальные вопросы», сочиняют мелодию на
заданный текст. Они овладевают основными движениями (ходьбой, бегом, прыжками), выполняемыми под музыку,
элементами народных плясок, простейшими движениями бального танца, умело ориентируются в пространстве при
перестроении в танцах, хороводах.
Уровень развития музыкального восприятия позволяет ребенку выразительно, ритмично передавать характер
музыки, отметить в движении некоторые ее выразительные средства, изменить характер движений в соответствии с

34

формой произведения, его частями, предложениями, фразами. Дети инсценируют в движении песни, варьируют
танцевальные движения, передают музыкально-игровые образы.
В этом возрасте ребенок легко овладевает приемами игры не только на ударных, но и на клавишных
(металлофоны, баяны), духовых (триола) и струнных (цитра) инструментах, они играют по одному, небольшими
группами и всем коллективом.
Задачи: учить детей самостоятельно, всем вместе начинать и заканчивать песню, сохранять указанный темп;
петь, ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание, смягчать концы музыкальных фраз, точно выполнять
ритмический рисунок, правильно передавать мелодию, исправлять ошибки в пении; различать движение мелодии вверх
и вниз, долгие и короткие звуки; импровизировать различные попевки на основе хорошо усвоенных певческих навыков.
Учить детей выразительно и непринуждённо двигаться в соответствии с музыкальными образами, характером
музыки; ускорять и замедлять движения, менять их в соответствии с музыкальными фразами; уметь ходить
торжественно-празднично, легко-ритмично, стремительно-широко, скакать с ноги на ногу, выполнять движения с
предметами, ориентироваться в пространстве; инсценировать игровые песни, импровизировать танцевальные движения,
составляя несложные композиции плясок.
Учить простейшим приемам игры на разных детских музыкальных инструментах: правильно расходовать
дыхание, играя на дудочках; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне,
барабане, встряхивать кастаньеты, маракас; играть в ансамбле.
2.2. Организованная образовательная деятельность

35

Музыкальные занятия проводятся во всех возрастных группах 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий: 1 младшая – 10 минут, 2 младшая - 15минут, средняя группа – 20 минут, старшая группа –
25 минут, подготовительная группа – 30 минут.
Во второй половине дня проводятся развлечения.
Организованная непосредственная образовательная деятельность состоит из трех частей.
Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения.
Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут
использованы в плясках, танцах, хороводах.
Основная часть.
Слушание музыки.
Цель: приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный
образ, эмоционально на них реагировать.
Подпевание и пение.
Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также
начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими
музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
Заключительная часть.

36

Игра или пляска.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
(из примерной программы)
Художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой
деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение
внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности
оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей
(из примерной программы)
Художественно эстетическое развитие: создание условий для самостоятельной продуктивной и художественной
деятельности детей: рисование, лепка, конструирование, рассматривание репродукций картин, иллюстраций,
музицирование (пение, танцы, игра на детских музыкальных инструментах), слушание музыки.
Реализация целей и задач направления «Музыка» осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности
(формах активности детей), таких как:
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

коммуникативная (общение и

взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
восприятие художественной литературы и фольклора;

37

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения,
игры на детских музыкальных инструментах);
двигательная (овладение основными движениями).

2.3. Характеристика парциальной программы «Ладушки»
Особенностью образовательной деятельности музыкального развития является использование парциальных программ.
Парциальная программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с
дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям
и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх.
Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных
способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой
качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее
музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику
средствами, и к творчеству.

38

Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных
видов музыкальной деятельности в ДОУ, а также возрастных особенностей детей. Программа разработана в
соответствии с ФГОС.
В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 3-х до 7-ми лет.
Цель программы: Введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Задачи:
Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений.
Заложить основы гармонического развития:
развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир, отделять негативную аудиальную
информацию от позитивной, дать представление об энергетическом происхождении звуков, шумов, музыки в природе
развитие внимания
развитие чувства ритма
развитие индивидуальных музыкальных способностей
Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности (игра на
музыкальных инструментах)
Развивать коммуникативные способности.
Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров.
Использовать гармонизирующее действие музыки на психическое расслабление воспитанника.

39

Методические принципы построения программы:
- Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
- Учет возрастных особенностей воспитанников.
- Гендерный подход к используемому репертуару.
- Последовательное усложнение поставленных задач.
- Принцип преемственности.
- Принцип положительной оценки.
- Соотношение используемого материала с природным и светским календарем.
- Соотношение с тематическим планированием ООП ДО.
Парциальная программа «Топ-хлоп, малыши» автор Сауко Т. Н.
Программа представляет собой систему музыкально –ритмического воспитания детей 2-3 лет на основе использования
игровых музыкально –ритмических упражнений.
Цель: формирование интереса к музыкально –
ритмическим движениям, пению, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Задачи:
- обучать детей основным двигательным навыкам и умениям ходьбы, бега, прыжков, пружинным и маховым движениям,
выразительным
жестам, элементам плясовых движений;

40

- развивать музыкальные сенсорные способности: динамический, ритмический, звуковысотный и тембровый слух;
умение выполнять
движения в соответствии с текстом песен и потешек, способствующих развитию речи.
- учить не только подпевать, но и петь несложные песни с короткими фразами естественным голосом, без крика,
начинать пение вместе со взрослыми.
- воспитывать общительность, умение контактировать со сверстниками и взрослыми.
Новизна методики: систематизированы и адаптированы игровые упражнения для работы с детьми 2-3 лет.

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены поддержка родителей в воспитании детей и
укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность.
При планировании работы с семьями воспитанников учитывается социальный статус родителей, уровень материального
состояния, образование, социальное положение.
Основные направления работы с семьёй (из примерной программы) Важнейшим условием необходимым для создания
социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка,
непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

41

Цель: создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с
семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей,
заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием
ребёнка.
Взаимодействие с семьёй должно быть построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому
признаётся право родителей на уважение, понимание, участие в жизни детского сада.
Задачи взаимодействия детского сада с семьёй:
Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий
организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье,
раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями,
возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их
развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего
развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости,
гордости за полученные результаты;
Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе
(городе, области);

42

Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание
необходимых условий для их удовлетворения в семье.
В дошкольном учреждении созданы условия:
для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную
деятельность, а также широкой общественности;
для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в
информационной среде;
для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Работа с родителями планируется по календарно - перспективному плану.
2.5. Система педагогического мониторинга музыкального развития
Система мониторинга развития детей позволяет осуществлять оценку динамики достижений и включает
описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Оценка индивидуального развития детей производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и
лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих
образовательных задач:

43

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
Основным методом мониторинга является – аутентичная оценка. В ее основе лежат следующие принципы: она
строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий.
Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог
получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной
образовательной деятельности), а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих
слабое отношение к реальной жизни дошкольников.
Если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, медицинские работники и др.), то
аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение.
В этом случае опыт педагога сложно переоценить.
В процессе мониторинга музыкального развития исследуются интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты в рамках образовательной программы.
Содержание мониторинга тесно связано с реализуемой Образовательной программой МБДОУ «Детский сад №395 и
выбранными парциальными программами.
Рабочая программа предусматривает комплексное диагностическое обследование детей по всем образовательным
областям в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май).

44

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы
Для успешной реализации Программы используются: групповые помещения, музыкальный зал.
ДОУ оснащено компьютерной техникой, которая используется для реализации Программы.
3.2 Содержание методического материала и средств обучения и воспитания
Методический материал
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «Истоки» /под ред. Л.А.Парамоновой, - М.: ТЦ Сфера, 2011./
Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. - М., 2001.
Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Музыкальное развитие детей 4-5 лет. - М., 2011.
Радынова О.П. Музыкальные шедевры. – М., 2010.
К.В.Тарасова, Т.В.Нестеренко.Программа развития музыкальности
«Гармония», 4 год жизни, 5 год жизни, 6 год жизни, 7 год жизни. – М., 2001.
Хрестоматия к программе «Гармония для детей 4 год жизни- М., 2001

45

К.В.Тарасова, И.Е.Исаева «Диагностика музыкальной одаренности ребенкадошкольника». – М., 2000.
И.П.Равчеева. «Диагностика развития музыкальности на основе оценки
интегративных качеств личности дошкольника» - М., «Учитель», 20012.
Видеоматериалы учебного семинара авторов программы «Гармония».
Л.Б. Гавришева, Н.В.Нищева «Логопедические распевки, музыкальная
пальчиковая гимнастика и подвижные игры».- С-Пб., «Детство-пресс», 2010.
И.Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду» Для детей 3-5 лет.- М.,
Астрис-Пресс, 2002.
М.Ю.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду».- М., «Скрипторий
2003», 2010.
И.Каплунова «Наш веселый оркестр».- С-Пб, «Невская Нота», 2013.
Тютюнникова Т. «Уроки музыки. Система Карла Орфа»
Музыкально-творческое развитие детей дошкольного возраста в музыкальной
46

деятельности. Методическое пособие / Сост. Мочалова Л.П., Сысоева М.С. –
Екатеринбург: ИРРО, 2008.
Средства обучения и воспитания
Дидактические пособия («музыкальная лесенка» со «звуками»; ритмические
карточки; набор цветных шнуров разной длины; пособия для дыхательных упражнений,
пособия для пальчиковых игр; досочки с маркерами;
фланелеграф; пособия для ориентирования; пособие для фонопедических
упражнений; пособия-раскраски; пособия-лабиринты; пособия-паззлы; наборы
карточек для игр).
Дидактические игры («Музыкальные профессии», «Звучащие конфетки», «Где
жучок», «Шумовые и музыкальные звуки», «Сказка про кота», «Карнавал
животных»)
Наглядно-иллюстративный материал (комплект тематических иллюстраций к
музыкальнымпроизведениямииграм;комплекты«музыкальные
47

произведения», комплект «Правила поведения в музыкальном зале», комплект
для обеспечения ОО «Физическое развитие» в музыкальной деятельности;
комплект для обеспечения ОО «Социально-коммуникативное развитие» в
музыкальной деятельности; комплект «Портреты композиторов»).
Детские музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон, виброфон,
барабан, треугольник, маракасы, бубен, тарелки, погремушки, молоточки,
трещотки, ложки, ладошки, бубенцы, пандейра, дудочка, колокольчик)
Шумовые инструменты и самодельные пособия (ритмические кубики,
ритмические палочки, хлопушки, коробочки, «шушу-туки», «шреки»,
«щелкунчики», шейкеры, «шуршалки», «бултышки», инструменты из
бросового материала и бытовых предметов, наборы для творческих оркестров).
Демонстрационные игрушки (собачка, кошка, мышка, ежик, заяц, лиса, лев,
слон, лошадка, петух, курица, цыпленок, утка, куклы) и макеты (домик,
мельница, «пешеходный переход»)
48

Атрибуты для музыкальных этюдов, танцев, игр (платочки, ленты на кольцах,
ленты на палочках, флажки, фонарики, «ветрячки», «кораблики», браслетысултанчики, браслеты – «лепестки», шифоновые шарфы, «звезды», «листья»)
Атрибуты для театрализованной деятельности: маски-шапочки, головные
уборы, парики, декорации, костюмы детские и взрослые («Весна», «Лето»,
«Осень», «Зима», «Царевна», «Царь», «Баба Яга», «Леший», «Кикимора»,
«Гном», «Гриб», «Красная шапочка» «Заяц, « Лиса», «Карлсон», «Дракон»,
«Богатырь», «Мальвина»)
Наборы для настольного театра («Три поросенка», «Кот в сапогах»,
«Щелкунчик»)
Атрибуты для подвижных игр («Огурец и помидор», «Собери цветок»,
«Комарики», «Рыбаки и рыбки», «Червячки и ворона»)
Наборы кукол бибабо (зайчик, медведь, лиса, мышка, лягушка, ежик, волк,
ворона, Петрушка, Дед, Бабка, Внука, Внук.
49

Ростовые куклы (Дед, Бабка, Внучка, Баба Яга)
Фонотека (песни и музыка для детских праздников, классическая музыка,
музыка для двигательной деятельности, музыка для релаксации, музыкальные
сказки, аудиокниги)
Видеотека:
мультфильмы («До-ре-ми», «Бременские музыканты», «Кошкин Дом», «Вера
и Анфиса тушат пожар», «Детский альбом», «Избушка на курьих ножках»,
«Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «Щелкунчик»)
записи театральных спектаклей («Дети пришли в театр, или Волшебная
калоша», балет «Чиполлино», балет «Спящая Красавица», «Кошкин дом»)
тематические фильмы ( «Встреча с оркестром», «Открытия в небе», «Времена
года», «Петя и Волк», «Космическая эра», «Уральская рябинушка»);
видеопрезентации(«Птицы вокруг нас», «Музыкальные профессии»,
«Любимый Екатеринбург»).
50

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Детские праздничные утренники
Основа детского утренника — игра. Она должна быть подобрана, организована и проведена взрослыми так, чтобы дети
поняли игровую ситуацию. Только тогда они начинают играть, «жить» в игре.
Для детей второго года жизни в течение года проводят один праздничный детский утренник «Ёлка» и два занятияразвлечения в месяц. Одно из лучших развлечений — кукольный спектакль.
Для детей третьего года жизни праздничные утренники проводятся осенью (октябрь), зимой (Ёлка) и весной (май);
занятие-развлечение — одно в месяц, при условии, что третье музыкальное занятие в неделю — слушание классической
музыки.
Репертуар музыкальный руководитель подбирает с учётом особенностей детей каждой конкретной группы. Для детей
второго года жизни рекомендуется в среднем 6–7 песен в течение года, 3–4 музыкальных упражнения, пляски,
музыкальных игры.
Для детей третьего года жизни рекомендуется в среднем 10–12 песен (подпевание, пение), 9–11 инструментальных пьес
и 4–6 песен для слушания, 5–7 музыкально-двигательных упражнений, 10 плясок и 8–9 музыкальных игр. На третьем
музыкальном занятии вводится слушание классической музыки.
Продолжительность праздников:
51

- для детей младшей группы 25-30 минут;
- для детей средней группы 25-25 минут;
- для детей старшего дошкольного возраста 35-40 минут.
Сценарии праздников подразумевают участие родителей в совместных с
детьми играх аттракционах, эстафетах. Родители принимают участие в роли
сказочных персонажей и героев, по желанию участвуют в изготовлении необходимых
костюмов, атрибутов, декораций, оказывают организационную помощь.

План мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников на 2019– 2020 учебный год
Время

Форма взаимодействия

Группа

проведения
СЕНТЯБРЬ

1.Участие в групповых родительских собраниях Группы всех возрастов
«Комплексный

подход

к

музыкальному Группы всех возрастов

воспитанию в детском саду» (цели, задачи, виды Средние, старшие,
и формы музыкальной деятельности)

подготовительные к школе

52

2. Индивидуальные консультации с родителями

группы.

(по желанию, в вечернее время)
3.Анкетирование родителей «Музыка в жизни
Вашего ребенка»
ОКТЯБРЬ

1.Привлечение родителей к посильному участию

Группы всех возрастов

в совместном формировании предметно –

Группы всех возрастов

развивающей среды (изготовление атрибутов и
костюмов к осеннему празднику).
2.Приглашение на праздники Осени, привлечение
к участию в празднике.
3. Оформление информационного стенда:
«Музыкальные занятия в детском саду»;
«Внешний вид детей на музыкальных занятиях»;
«Советы родителям»
НОЯБРЬ

1.Консультация - тренинг «Умные пальчики»
2.Семейная гостиная «Мама – солнышко мое!»
3.Оформление информационного стенда: «Для
чего нужны ребенку занятия музыкой»; «Как
учить ребенка слушать музыку»

53

Средние группы

ДЕКАБРЬ

1.Привлечение родителей к посильному участию

Группы всех возрастов

в совместном формировании предметно –
развивающей среды (изготовление атрибутов и
костюмов к новогоднему празднику)
2.Консультации (индивидуально), рекомендации
по подготовке к зимним праздникам в ДОУ и
дома: «Скоро Новый Год!»
3.Приглашение на Новогодние утренники,
привлечение к участию в праздниках
4.Оформление информационного стенда: «Самый
первый Новый год»; «Новый год у ворот»;
ЯНВАРЬ

1.Семинар – практикум «Твори и фантазируй»

Подготовительные группы

2. Оформление информационного стенда:
«Воспитание любви к народной песне»; «С
песенкой по лесенке»; «Поющие дети здоровее и
уравновешеннее».
ФЕВРАЛЬ

1.Родительская гостиная «Празднуем день

Старшие,

рождения Вашего ребенка»

подготовительные к школе

2.Совместные семейные развлечения,

группы

54

посвященные Дню Защитника Отечества.

Старшие,

3.Оформление информационного стенда:

подготовительные группы

«Влияние музыки на психику ребенка»;
«Домашний концерт»; «Как собрать детскую
фонотеку»
МАРТ

1.Приглашение на праздник, посвященный 8

Группы всех возрастов

Марта, привлечение к участию в празднике.
2.Круглый стол «Дети растут, играя»

АПРЕЛЬ

1.День открытых дверей в ДОУ, проведение досуга

Старшая группа

«Детский сад – волшебная страна»

2-я младшая, средние

2.Родительская гостиная «Празднуем день рождения группы
ребенка»
3.Оформление информационного стенда: «Рисуем
музыку»; «Ритмы и звуки, как лекарство»;
«В сказочной стране Ми-фа-солии»

55

1.Вечер вопросов и ответов.
МАЙ

Группы всех возрастов

2.Индивидуальные беседы с родителями,
рекомендации по продолжению музыкальной
деятельности вне ДОУ
3.Совместное заседание родительского комитета и
сотрудников по поводу проведения праздника
«Выпуск в школу»
4.Приглашение родителей на выпускной утренник,
привлечение к участию в празднике

ИЮНЬ

1.Индивидуальные консультации

Группы всех возрастов

ИЮЛЬ

2.Практикум совместно с детьми «Приобщение

АВГУСТ

детей к музыкальной деятельности, посредством
народных игр, песен, хороводов»

В течение года:


Индивидуальные консультации с родителями (по желанию);

56



Оформление информационного стенда, разработка новых рекомендаций, подбор статей, в том числе на
страничке музыкального руководителя сайта ДОУ;



Оформление фоторепортажа о проведенных мероприятиях;



Оформление папок-передвижек, информационных бюллетеней, памяток;



Продолжать подбор музыкального материала для фонотеки, приобщая к процессу родителей.

Результат освоения программы.
Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Результатом реализации данной программы по музыкальному развитию дошкольников можно считать:


проявление инициативы, самостоятельности и творчества в различных видах музыкальной деятельности;



обладание установкой положительного отношения к миру;



сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;



наличие умения передавать выразительные музыкальные образы;



обладание развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности;



наличие умения передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;



развитие крупной и мелкой моторики, умения контролировать свои движения и управлять ими;



восприимчивость и передачу в пении, движении основных средств выразительности музыкальных произведений;

57



сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность).

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда музыкального зала соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО.
Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.
Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость,
красочность создают уют торжественной обстановки. Развивающая среда музыкального зала ДОУ по содержанию
соответствует реализуемым программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка,
эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.
В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей:
Спокойная и доброжелательная обстановка,
Внимание к эмоциональным потребностям детей,
Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку,
Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения,
Созданы условия для развития и обучения

58

Художественно-эстетическая развивающая среда и оформление музыкального зала отвечает содержанию проводимого в
нем праздника, способствовать развитию у детей художественно-эстетического вкуса, а также создавать у всех
радостное настроение.
Зал оснащен: аудиоаппаратурой (музыкальным центром), фортепиано, мультимедийным экраном, компьютером,
современным нотным материалом, СD-дисками, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и детскими
музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, масками и костюмами для театральной
деятельности.
Имеется в наличии необходимый систематизированный дидактический, демонстрационный, раздаточный материал для
обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
Помещение

Вид деятельности, процесс

Музыкальный зал

·

Оснащение

Организованная образовательная

Библиотека методической

деятельность
·

литературы, сборники нот

Организация дополнительных

Музей русских народных

образовательных услуг (кружки)
·

Театральная деятельность

·

Индивидуальные занятия

·

Тематические досуги

инструментов «Музыкальная шкатулка»
Шкаф для используемых пособий,
игрушек, атрибутов и прочего материала
Музыкально-дидактические игры

59

·

Развлечения

Музыкальный центр

·

Театральные представления

ПК

·

Праздники и утренники

Пианино

·

Концерты

Подборка СD-дисков с музыкальными

·

Родительские собрания и прочие

произведениями

мероприятия для родителей

Ширма для кукольного театра
Детские, взрослые костюмы
Детские и взрослые стулья

Групповые комнаты

·

Самостоятельная творческая

деятельность

·

Различные виды театров

·

Детские костюмы

·

Театральная деятельность

·

Музыкальные уголки

·

Экспериментальная деятельность

·

Музыкально-дидактические игры

·

Индивидуальные занятия

Раздевальные

·

Информационно-просветительская

·

Информационный уголок

комнаты

работа с родителями

·

Наглядно-информационный

материал

60

3.5. Литература
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика». Разработчики: Департамент
образования и науки Тюменской области, Тюменский областной государственный институт развития регионального
образования (ТОГИРРО). Рецензенты: Т.В. Волосовец, В.И. Загвязинский, Н.Г. Милованова, С.Н. Фокеева;
Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»:
группа раннего возраста (2—3 года);
Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»:
младшая группа (3—4 года)
Программа воспитания и обучения в детском саду.

/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.:

Мозаика-Синтез, 2011.
А.Н.Зимина.
Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. // Творческий центр
«Сфера», Москва, 2010г.
М.Б.Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с
детьми 2-7 лет // Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2006г.

61

62


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».