31.03.2024
Проведение прогулок в младшей группе
Наблюдение:
1. Целевая прогулка по детскому участку детского сада.
Цели: уточнить представления о зиме (снег лежит на земле, на крышах, холодно, со снегом можно играть, кататься на лыжах, санках). Вызвать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки, обогащать и активизировать словарь.
2. Наблюдение за погодой.
(в течение всего сезона) наблюдение с детьми за погодой (светит солнце, идёт снег, тепло, холодно). Обратить внимание: от погоды зависят их одежда и проведение игр на участке.
3. Солнце.
Наблюдение за восходом и заходом солнца ( в каком месте поднимается и где прячется вечером).
Солнце появляется чаще и с каждым днём светит ярче.
Снег.
Систематические наблюдения за снегом. Познакомить детей со свойствами снега (холодный, скользкий, прозрачный, хрупкий, тает в руках, лёгкий) с помощью игр и наблюдений : снять варежку и подержать комочек снега на ладони; потрогать снег руками; подбросить лопаткой вверх и понаблюдать, как он падает.
Наблюдение за снегопадом, метелью. Предложение детям, когда падает снег, поймать снежинку на рукавичку и рассмотреть
Наблюдение за первыми сосульками (сравнение по толщине, длине)
Вода.
Заливка водой небольшого участка. Знакомство детей со свойствами воды (замерзать на морозе и превращаться в лёд) и льда (скользкий, твёрдый)
Ветер.
в течение всего сезона
Наблюдение за силой ветра с помощью султанчиков.
Предложение детям подставить лицо к ветру и ощутить его дыхание.
Наблюдение за ветром на примере знакомой берёзы. Вов время прогулки педагог просит посмотреть на берёзу, выяснить, качаются у неё ветки или нет, дует ветер или нет. Ставит детей лицом к ветру, чтобы они ощутили движение воздуха.
Небо.
В течение всего сезона
Наблюдение за состоянием неба (чистое и голубое или облачное , пасмурное) когда светит солнце, в снегопад, в ветреную или безветренную погоду.
Наблюдение за вечерним небом: показать звёзды, луну и пояснить: «Солнца на небе нет – темно, скоро ночь. Теперь на нее звёзды и луна»
Наблюдение за деревьями.
Наблюдение за деревьями и кустарниками. С помощью педагога определять относительную толщину стволов и деревьев, их высоту, длину ветвей.
Предложение полюбоваться елью или сосной на фоне белого снега, потрогать, понюхать, душистую колючую хвою.
Прогулка по участку. Педагог предлагает поискать зелёную траву: может быть, она где-нибудь растёт?. Напоминает, что зайцы её очень любят, но зимой не могут найти, поэтому грызут ветки кустарников и кору деревьев. Дети и педагоги ищут траву, пытаются копать снег в разных местах. Затем педагог подводит детей к кустам, предлагает потрогать ветки, погладить ствол дерева. Поясняет: «зайцы вынуждены грызть ветки и кору, так как травы нигде нет, а им хочется есть».
Птицы.
Обратить внимание на птиц, прилетевших на участок (ворона, воробей, голубь).
Наблюдение №1: «Кто прилетает на участок и на кормушку?»
Цель: учить замечать птиц в ближайшем окружении – на деревьях, крыше зданий, заборе, дорожках, в небе. Учить замечать птиц, которые садятся на кормушку или ожидают корма вблизи неё. Вызвать интерес к их поведению, учить выделять отдельные действия (прыгают, вспорхнули, улетели, клюют). Учить различать птиц: ворон, воробей, голубь.
Наблюдение №2: «Какие воробьи? Какие вороны?»
Цель: учить различать воробья и ворону по размеру, окраске (воробьи маленькие, серо-коричневые, летают стайкой, садятся на кормушку и клюют корм; ворона большая, черно-серая, летает чаще всего одна, на кормушку не садится); формировать знания о том, как называются птицы.
Наблюдение№3: «На кормушку прилетают голуби».
Цель: познакомить с голубями (они большие, сизые, то есть серо-голубые, крупнее воробьёв, стаей прилетают на кормушку, клюют корм, воркуют).
Рассматривание птичьих следов на снегу: «смотрите, снег в этом месте свежий, рыхлый, и на нём крестики. Что же это такое? Это птичьи следы. Птицы здесь ходили и прыгали. Воробьи, голуби, а может быть, и вороны. Прилетели сюда, искали крошки, оставили на мягком снегу следы. Видите, как интересно наблюдать!»
Проведение прогулок в средней группе
Наблюдение:
В течение всего года
Наблюдение во время прогулок по участку и по улице: что увидели интересного.
Включение в наблюдение поговорок: «Мороз не велик, да стоять не велит», «Где снег, там и след», «Февраль силен метелью, а март капелью».
Погода.
Наблюдение за состоянием погоды (солнечно, пасмурно), активизируя детей с помощью вопросов.
Ветер.
Наблюдения с детьми как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег.
Определение с детьми, есть ли ветер и от куда он дует. Приёмы наблюдения: педагог использует игрушки (ветрячки, ленточки), вводит разнообразные действия (повернуться к ветру, отвернуться, побежать против ветра).
Небо.
Наблюдение за небом (хмурое, серое, ясное)
Снег.
Наблюдение за снегом в ясный и морозный день. Отметить, как красиво он блестит на солнце, скрепит под ногами. Подвести детей к выводу –снег скрепит только в сильный мороз; снег блестит на солнце только при ярком свете, в пасмурный день он не блестит.
Наблюдение за снежинками. Предложить детям поймать её на рукавичку и рассмотреть. Поймать на руку и подумать, куда делась снежинка
Наблюдение за сосульками. Предложить детям взять их в руки. Отметить, что они твёрдые, холодные и тают.
Вода.
Целевая прогулка к водоёму. Познакомить детей с тем, что зимой пруды покрываются льдом. Лёд твёрдый, по нему можно ходить и кататься на коньках. Рассмотреть лёд на лужах, провести по нему рукой, отметить, что он гладкий.
Заливка вместе с детьми расчищенной дорожки водой. Цель: понаблюдать, как вода на морозе замерзает и образуется лёд.
Катание на ледяных дорожках на участке детского сада
Солнце.
Наблюдение за солнцем: повернуться лицом к солнцу, отвернуться, подставить руки к солнцу.
Наблюдение за деревьями.
Наблюдение №1: «Как узнать ель?»
Цели: Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по 1-2 характерным признакам. Показать особенности ели, по которым её легко выделить среди других деревьев: ветви покрыты зелёными иголками; ель похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся всё длиннее
Наблюдение № 2: «Какая ель?»
Цели: уточнить представление детей о строении ели, один ствол, покрытый коричневой корой, верхушка, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу; все ветки покрыты зелёными, жёсткими, колючими иголками; коричневые шишки ( на высокой, взрослой ели).
Наблюдение№3: «Чем прекрасна ель?»
Цель: показать детям красоту дерева, которая заключается в его стройности, пирамидальной форме, зелёном наряде, снежном убранстве, сверкающем на солнце инее на ветвях. Учить детей любоваться деревом.
Птицы.
Наблюдение за повадками разных птиц: как воробьи садятся на деревья и при приближении человека улетают; как клюёт корку хлеба ворона, как с шумом слетаются голуби на корм.
Продолжение подкормки птиц на участке детского сада.
Рассматривание следов птиц на снегу и угадывание, кому они принадлежат.
Цикл наблюдений за зимующими птицами
Наблюдение №1: «Какие птицы прилетают на участок?»
Цель: уточнить название птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по 2-з характерным признакам: воробьи маленькие, серенькие и ли серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-чёрная, летает одна; голуби крупнее воробьёв, серо -голубые, кормятся стаей.
Наблюдение№2: «Какие звуки издают птицы?»
Цель: учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей); наблюдать поведение птиц, объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат
Наблюдение№3: «Сколько крыльев у птиц и как они летают?»
Цель: уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, о строении ног и крыльев, об особенностях крыльев (раскрываются –хорошо видны, складываются и прижимаются к телу –незаметны; птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев –они машут ими, отталкиваясь от воздуха, и летят; у человека нет крыльев, он не может летать)
Проведение прогулок в старшей группе
Наблюдение:
Сезонные изменения в природе.
Наблюдения во время прогулок по участку и по улице за изменениями в неживой природе: падает снег, им укрыта земля, холодно, морозно.
Экскурсия в парк.
Наблюдение за продолжительностью дня.
Наблюдения за состоянием погоды, работа с календарём
Задание на выходной день: понаблюдать за погодой, отметить её значками на бумаге. Принести свои записи в понедельник
Небо
Наблюдение за небом : цвет, тучи, звёзды
Снег
Наблюдение за снегом: метель, вьюга, поземка.
Наблюдение: какой снег?
Цель: наблюдать с детьми за снегом ( белый, холодный, падает снежинками, которые тают на тёплой руке –становятся капельками воды).
Наблюдение: «Снежинки очень красивые».
Цель: показать, что падающие снежинки можно рассмотреть на тёмном фоне –они имеют строение узора из 6 лучиков, все снежинки разные и красивые, их интересно рисовать.
Педагог рисует снежинки на свежевыпавшем снегу, предлагает нарисовать их на бумаге, вырезает с детьми снежинки из фольги для украшения группы
Наблюдение за образованием сосулек.
Таяние снега: на открытых местах, возле деревьев, в тёмных местах, защищенных ограждениями.
Вода
Наблюдения за замерзанием воды в лужах, пруду, озере, реке.
Солнце, луна
Цикл наблюдений за луной и звёздами в тёмное время суток. Отметить фазы луны: новолуние, узкий1 серп половина луны, полнолуние и её исчезновение.
Наблюдение за солнцем: повернуться лицом к солнцу, отвернуться, подставить руки к солнцу.
Наблюдение за животным и растительным миром. Наблюдения за зимними явлениями.
В течение всего сезона
обратить внимание детей на красоту различных зимних явлений природы –деревья, укрытые снегом, птицы, сидящие на ветках.
Наблюдение за деревьями.
Учить различать деревья и кустарники по стволу, веткам, сохранившимся плодам (ель, лиственница, липа, тополь, акация, сирень).
Наблюдение за срезанными ветками деревьев и кустарников.
Птицы.
Проведение цикла наблюдений за птицами.
Наблюдение №1: «Какие птицы прилетают на кормушку?»
Цель: учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить их с названиями.
Наблюдение №2: «Ищем птичьи следы».
Цель: установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнать, какие птицы были на участке и что они делали.
Наблюдение №3: «Какие птицы передвигаются по земле?»
Цель: учить замечать особенности передвижения птиц по земле (ворона ходит большими шагами –у неё ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ножках, голубь делает часты шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков». Следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста)
Наблюдение №4: «Как птицы летают?»
Цель: обратить внимание на птицу в полёте (широко раскрыты крылья, хвост и шея вытянуты, машут крыльями, а могут и парить –не размахивая крыльями) и в момент приземления.
Наблюдение за птицами, прилетающих на участок.
Цель: сформировать у детей понятие «зимующие
птицы».
Люди и природа.
Наблюдение за уборкой снегоуборочных машин.
Наблюдение за работой дворника по уборке снега.
Цель: уточнить, зачем это необходимо
Наблюдение за работой дворника по борьбе с гололёдом ( посыпание дорожек песком).
Проведение прогулок в подготовительной группе
Наблюдение:
Сезонные изменения в природе
В течение всего года
Ежедневные наблюдения за неживой природой во время прогулок
Цель: обращать внимание детей на красивый пейзаж: светло, бело, морозно, ясное голубое небо, всё сверкает на солнце. Вспомнить строчку из стихотворения А.Пушкина «Мороз и солнце - день чудесный!»
Погода.
Наблюдение за состоянием погоды, работа с календарём
Ветер.
Ежедневные наблюдения за ветром с использованием вертушки, флюгера.
Небо.
Наблюдение за небом: цвет, тучи, звёзды
Снег.
Наблюдение за снегом: метель, вьюга, поземка, снегопад. Отметить различные свойства снега: сухой, пластичный. Познакомить с разными формами осадков: изморозь, «крупа», хлопья, иней.
Наблюдение за красотой снега (изменение цвета: голубоватый, синеватый, жёлтый –в зависимости от освещения).
Рассматривание с детьми снежинок через лупу в разную погоду – в безветренный день, в оттепель. Подвести детей к выводу: при всём разнообразии у всех снежинок есть общее –наличие определённого количества лучей.
Наблюдение за снегопадом: установление связи между температурой, силой ветра и характером снегопада.
Наблюдение за таянием снега: на открытых местах, возле деревьев, в тёмных местах, защищённых ограждениями.
Вода.
Проведение цикла наблюдений за льдом. Наблюдение за замерзанием воды в лужах, пруду, озере, реке.
Солнце, луна.
Наблюдение за солнцем: повернуться лицом к солнцу, отвернуться, подставить руки к солнцу.
Цикл наблюдений за луной и звёздами в тёмное время суток. Отметить фазы луны: новолуние, узкий серп, половина луны, полнолуние и её исчезновение
Наблюдение за животным и растительным миром. Наблюдение за деревьями.
Рассматривание на прогулке коры деревьев. Уточнить, для чего она нужна, познакомить с её защитным действием от замерзания (пробковый слой).
Наблюдение за деревьями, покрытыми инеем.
Наблюдение за рябиной. Отметить, есть ли на ней плоды: если есть, срезать несколько кистей, попробовать на вкус, показать жёлтую мучнистую мякоть с мелкими семенами.
Птицы.
Наблюдение за перелётными птицами, прилетающими на участок. Подкормка птиц на участке.
Наблюдение за повадками птиц. Понаблюдать, какие птицы прилетают на участок детского сада, в какое время дня. Закрепить названия птиц.
Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Какой корм предпочитают? Задать детям вопрос: «Почему птиц надо кормить два раза в день?»
Наблюдение за воробьями. Обратить внимание, что оперение у воробьёв разное (один с чёрной грудкой, с чёрными щёчками, с белой полоской на крыле, другие однотонные, серовато-коричневые), что в стайки собираются одинаковые по цвету. Рассмотреть следы воробьёв, обратить внимание на , что они не умеют ходить, - они прыгают.
Наблюдение за вороной. Рассмотреть оперение, то, как она ходит, как движется её голова; сравнить галку с вороной –найти сходства и различия.
Рассмотреть голубя.
Наблюдение за снегирями, отметить, какие они красивые, как выделяются их чёрные головки и красные грудки, сказать, что питаются семенами. Рассказать о подготовке снегирей к отлёту.
Люди и природа.
Наблюдение за работой рабочих в парке. Подсыпание снега к корням кустарников, деревьев. Вспомнить с детьми, для чего это необходимо делать.
Наблюдение за работой снегоуборочных машин
Наблюдение за работой дворника по уборке снега. Уточнить, зачем это необходимо
Наблюдение за тем, как дворник предотвращает падение людей в гололёд.