картотека проведения прогулок

31.03.2024

Проведение прогулок в младшей группе

Наблюдение:

1. Целевая прогулка по детскому участку детского сада.

Цели: уточнить представления о зиме (снег лежит на земле, на крышах, холодно, со снегом можно играть, кататься на лыжах, санках). Вызвать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки, обогащать и активизировать словарь.

2. Наблюдение за погодой.

(в течение всего сезона) наблюдение с детьми за погодой (светит солнце, идёт снег, тепло, холодно). Обратить внимание: от погоды зависят их одежда и проведение игр на участке.

3. Солнце.

  • Наблюдение за восходом и заходом солнца ( в каком месте поднимается и где прячется вечером).

  • Солнце появляется чаще и с каждым днём светит ярче.

Снег.

  • Систематические наблюдения за снегом. Познакомить детей со свойствами снега (холодный, скользкий, прозрачный, хрупкий, тает в руках, лёгкий) с помощью игр и наблюдений : снять варежку и подержать комочек снега на ладони; потрогать снег руками; подбросить лопаткой вверх и понаблюдать, как он падает.

  • Наблюдение за снегопадом, метелью. Предложение детям, когда падает снег, поймать снежинку на рукавичку и рассмотреть

  • Наблюдение за первыми сосульками (сравнение по толщине, длине)

Вода.

  • Заливка водой небольшого участка. Знакомство детей со свойствами воды (замерзать на морозе и превращаться в лёд) и льда (скользкий, твёрдый)

Ветер.

в течение всего сезона

  • Наблюдение за силой ветра с помощью султанчиков.

  • Предложение детям подставить лицо к ветру и ощутить его дыхание.

  • Наблюдение за ветром на примере знакомой берёзы. Вов время прогулки педагог просит посмотреть на берёзу, выяснить, качаются у неё ветки или нет, дует ветер или нет. Ставит детей лицом к ветру, чтобы они ощутили движение воздуха.

Небо.

В течение всего сезона

  • Наблюдение за состоянием неба (чистое и голубое или облачное , пасмурное) когда светит солнце, в снегопад, в ветреную или безветренную погоду.

  • Наблюдение за вечерним небом: показать звёзды, луну и пояснить: «Солнца на небе нет – темно, скоро ночь. Теперь на нее звёзды и луна»

Наблюдение за деревьями.

  • Наблюдение за деревьями и кустарниками. С помощью педагога определять относительную толщину стволов и деревьев, их высоту, длину ветвей.

  • Предложение полюбоваться елью или сосной на фоне белого снега, потрогать, понюхать, душистую колючую хвою.

  • Прогулка по участку. Педагог предлагает поискать зелёную траву: может быть, она где-нибудь растёт?. Напоминает, что зайцы её очень любят, но зимой не могут найти, поэтому грызут ветки кустарников и кору деревьев. Дети и педагоги ищут траву, пытаются копать снег в разных местах. Затем педагог подводит детей к кустам, предлагает потрогать ветки, погладить ствол дерева. Поясняет: «зайцы вынуждены грызть ветки и кору, так как травы нигде нет, а им хочется есть».

Птицы.

  • Обратить внимание на птиц, прилетевших на участок (ворона, воробей, голубь).

  • Наблюдение №1: «Кто прилетает на участок и на кормушку?»

Цель: учить замечать птиц в ближайшем окружении – на деревьях, крыше зданий, заборе, дорожках, в небе. Учить замечать птиц, которые садятся на кормушку или ожидают корма вблизи неё. Вызвать интерес к их поведению, учить выделять отдельные действия (прыгают, вспорхнули, улетели, клюют). Учить различать птиц: ворон, воробей, голубь.

  • Наблюдение №2: «Какие воробьи? Какие вороны?»

Цель: учить различать воробья и ворону по размеру, окраске (воробьи маленькие, серо-коричневые, летают стайкой, садятся на кормушку и клюют корм; ворона большая, черно-серая, летает чаще всего одна, на кормушку не садится); формировать знания о том, как называются птицы.

  • Наблюдение№3: «На кормушку прилетают голуби».

Цель: познакомить с голубями (они большие, сизые, то есть серо-голубые, крупнее воробьёв, стаей прилетают на кормушку, клюют корм, воркуют).

  • Рассматривание птичьих следов на снегу: «смотрите, снег в этом месте свежий, рыхлый, и на нём крестики. Что же это такое? Это птичьи следы. Птицы здесь ходили и прыгали. Воробьи, голуби, а может быть, и вороны. Прилетели сюда, искали крошки, оставили на мягком снегу следы. Видите, как интересно наблюдать!»







Проведение прогулок в средней группе

Наблюдение:

В течение всего года

  • Наблюдение во время прогулок по участку и по улице: что увидели интересного.

  • Включение в наблюдение поговорок: «Мороз не велик, да стоять не велит», «Где снег, там и след», «Февраль силен метелью, а март капелью».

Погода.

  • Наблюдение за состоянием погоды (солнечно, пасмурно), активизируя детей с помощью вопросов.

Ветер.

  • Наблюдения с детьми как ветер раскачивает деревья, крутит и метёт снег.

  • Определение с детьми, есть ли ветер и от куда он дует. Приёмы наблюдения: педагог использует игрушки (ветрячки, ленточки), вводит разнообразные действия (повернуться к ветру, отвернуться, побежать против ветра).

Небо.

  • Наблюдение за небом (хмурое, серое, ясное)

Снег.

  • Наблюдение за снегом в ясный и морозный день. Отметить, как красиво он блестит на солнце, скрепит под ногами. Подвести детей к выводу –снег скрепит только в сильный мороз; снег блестит на солнце только при ярком свете, в пасмурный день он не блестит.

  • Наблюдение за снежинками. Предложить детям поймать её на рукавичку и рассмотреть. Поймать на руку и подумать, куда делась снежинка

  • Наблюдение за сосульками. Предложить детям взять их в руки. Отметить, что они твёрдые, холодные и тают.

Вода.

  • Целевая прогулка к водоёму. Познакомить детей с тем, что зимой пруды покрываются льдом. Лёд твёрдый, по нему можно ходить и кататься на коньках. Рассмотреть лёд на лужах, провести по нему рукой, отметить, что он гладкий.

  • Заливка вместе с детьми расчищенной дорожки водой. Цель: понаблюдать, как вода на морозе замерзает и образуется лёд.

  • Катание на ледяных дорожках на участке детского сада

Солнце.

  • Наблюдение за солнцем: повернуться лицом к солнцу, отвернуться, подставить руки к солнцу.

Наблюдение за деревьями.

  • Наблюдение №1: «Как узнать ель?»

Цели: Упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по 1-2 характерным признакам. Показать особенности ели, по которым её легко выделить среди других деревьев: ветви покрыты зелёными иголками; ель похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся всё длиннее

  • Наблюдение № 2: «Какая ель?»

Цели: уточнить представление детей о строении ели, один ствол, покрытый коричневой корой, верхушка, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу; все ветки покрыты зелёными, жёсткими, колючими иголками; коричневые шишки ( на высокой, взрослой ели).

  • Наблюдение№3: «Чем прекрасна ель?»

Цель: показать детям красоту дерева, которая заключается в его стройности, пирамидальной форме, зелёном наряде, снежном убранстве, сверкающем на солнце инее на ветвях. Учить детей любоваться деревом.

Птицы.

  • Наблюдение за повадками разных птиц: как воробьи садятся на деревья и при приближении человека улетают; как клюёт корку хлеба ворона, как с шумом слетаются голуби на корм.

  • Продолжение подкормки птиц на участке детского сада.

  • Рассматривание следов птиц на снегу и угадывание, кому они принадлежат.

  • Цикл наблюдений за зимующими птицами

Наблюдение №1: «Какие птицы прилетают на участок?»

Цель: уточнить название птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по 2-з характерным признакам: воробьи маленькие, серенькие и ли серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-чёрная, летает одна; голуби крупнее воробьёв, серо -голубые, кормятся стаей.

  • Наблюдение№2: «Какие звуки издают птицы?»

Цель: учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей); наблюдать поведение птиц, объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат

  • Наблюдение№3: «Сколько крыльев у птиц и как они летают?»

Цель: уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, о строении ног и крыльев, об особенностях крыльев (раскрываются –хорошо видны, складываются и прижимаются к телу –незаметны; птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев –они машут ими, отталкиваясь от воздуха, и летят; у человека нет крыльев, он не может летать)




Проведение прогулок в старшей группе

Наблюдение:

  • Сезонные изменения в природе.

  • Наблюдения во время прогулок по участку и по улице за изменениями в неживой природе: падает снег, им укрыта земля, холодно, морозно.

  • Экскурсия в парк.

  • Наблюдение за продолжительностью дня.

  • Погода.Хочу такой сайт

  • Наблюдения за состоянием погоды, работа с календарём

  • Задание на выходной день: понаблюдать за погодой, отметить её значками на бумаге. Принести свои записи в понедельник

  • Небо

  • Наблюдение за небом : цвет, тучи, звёзды

  • Снег

  • Наблюдение за снегом: метель, вьюга, поземка.

  • Наблюдение: какой снег?

Цель: наблюдать с детьми за снегом ( белый, холодный, падает снежинками, которые тают на тёплой руке –становятся капельками воды).

  • Наблюдение: «Снежинки очень красивые».

Цель: показать, что падающие снежинки можно рассмотреть на тёмном фоне –они имеют строение узора из 6 лучиков, все снежинки разные и красивые, их интересно рисовать.

Педагог рисует снежинки на свежевыпавшем снегу, предлагает нарисовать их на бумаге, вырезает с детьми снежинки из фольги для украшения группы

  • Наблюдение за образованием сосулек.

  • Таяние снега: на открытых местах, возле деревьев, в тёмных местах, защищенных ограждениями.

  • Вода

  • Наблюдения за замерзанием воды в лужах, пруду, озере, реке.

  • Солнце, луна

  • Цикл наблюдений за луной и звёздами в тёмное время суток. Отметить фазы луны: новолуние, узкий1 серп половина луны, полнолуние и её исчезновение.

  • Наблюдение за солнцем: повернуться лицом к солнцу, отвернуться, подставить руки к солнцу.

  • Наблюдение за животным и растительным миром. Наблюдения за зимними явлениями.

В течение всего сезона

  • обратить внимание детей на красоту различных зимних явлений природы –деревья, укрытые снегом, птицы, сидящие на ветках.

  • Наблюдение за деревьями.

  • Учить различать деревья и кустарники по стволу, веткам, сохранившимся плодам (ель, лиственница, липа, тополь, акация, сирень).

  • Наблюдение за срезанными ветками деревьев и кустарников.

  • Птицы.

  • Проведение цикла наблюдений за птицами.

Наблюдение №1: «Какие птицы прилетают на кормушку?»

Цель: учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить их с названиями.

Наблюдение №2: «Ищем птичьи следы».

Цель: установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнать, какие птицы были на участке и что они делали.

Наблюдение №3: «Какие птицы передвигаются по земле?»

Цель: учить замечать особенности передвижения птиц по земле (ворона ходит большими шагами –у неё ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ножках, голубь делает часты шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков». Следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста)

Наблюдение №4: «Как птицы летают?»

Цель: обратить внимание на птицу в полёте (широко раскрыты крылья, хвост и шея вытянуты, машут крыльями, а могут и парить –не размахивая крыльями) и в момент приземления.

  • Наблюдение за птицами, прилетающих на участок.

Цель: сформировать у детей понятие «зимующие

птицы».

  • Люди и природа.

  • Наблюдение за уборкой снегоуборочных машин.

  • Наблюдение за работой дворника по уборке снега.

Цель: уточнить, зачем это необходимо

  • Наблюдение за работой дворника по борьбе с гололёдом ( посыпание дорожек песком).







Проведение прогулок в подготовительной группе

Наблюдение:

  1. Сезонные изменения в природе

В течение всего года

  • Ежедневные наблюдения за неживой природой во время прогулок

  • Цель: обращать внимание детей на красивый пейзаж: светло, бело, морозно, ясное голубое небо, всё сверкает на солнце. Вспомнить строчку из стихотворения А.Пушкина «Мороз и солнце - день чудесный!»

  1. Погода.

  • Наблюдение за состоянием погоды, работа с календарём

  1. Ветер.

  • Ежедневные наблюдения за ветром с использованием вертушки, флюгера.

  1. Небо.

  • Наблюдение за небом: цвет, тучи, звёзды

  1. Снег.

  • Наблюдение за снегом: метель, вьюга, поземка, снегопад. Отметить различные свойства снега: сухой, пластичный. Познакомить с разными формами осадков: изморозь, «крупа», хлопья, иней.

  • Наблюдение за красотой снега (изменение цвета: голубоватый, синеватый, жёлтый –в зависимости от освещения).

  • Рассматривание с детьми снежинок через лупу в разную погоду – в безветренный день, в оттепель. Подвести детей к выводу: при всём разнообразии у всех снежинок есть общее –наличие определённого количества лучей.

  • Наблюдение за снегопадом: установление связи между температурой, силой ветра и характером снегопада.

  • Наблюдение за таянием снега: на открытых местах, возле деревьев, в тёмных местах, защищённых ограждениями.

  1. Вода.

  • Проведение цикла наблюдений за льдом. Наблюдение за замерзанием воды в лужах, пруду, озере, реке.

  1. Солнце, луна.

  • Наблюдение за солнцем: повернуться лицом к солнцу, отвернуться, подставить руки к солнцу.

  • Цикл наблюдений за луной и звёздами в тёмное время суток. Отметить фазы луны: новолуние, узкий серп, половина луны, полнолуние и её исчезновение

  1. Наблюдение за животным и растительным миром. Наблюдение за деревьями.

  • Рассматривание на прогулке коры деревьев. Уточнить, для чего она нужна, познакомить с её защитным действием от замерзания (пробковый слой).

  • Наблюдение за деревьями, покрытыми инеем.

  • Наблюдение за рябиной. Отметить, есть ли на ней плоды: если есть, срезать несколько кистей, попробовать на вкус, показать жёлтую мучнистую мякоть с мелкими семенами.

  1. Птицы.

  • Наблюдение за перелётными птицами, прилетающими на участок. Подкормка птиц на участке.

  • Наблюдение за повадками птиц. Понаблюдать, какие птицы прилетают на участок детского сада, в какое время дня. Закрепить названия птиц.

  • Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Какой корм предпочитают? Задать детям вопрос: «Почему птиц надо кормить два раза в день?»

  • Наблюдение за воробьями. Обратить внимание, что оперение у воробьёв разное (один с чёрной грудкой, с чёрными щёчками, с белой полоской на крыле, другие однотонные, серовато-коричневые), что в стайки собираются одинаковые по цвету. Рассмотреть следы воробьёв, обратить внимание на , что они не умеют ходить, - они прыгают.

  • Наблюдение за вороной. Рассмотреть оперение, то, как она ходит, как движется её голова; сравнить галку с вороной –найти сходства и различия.

  • Рассмотреть голубя.

  • Наблюдение за снегирями, отметить, какие они красивые, как выделяются их чёрные головки и красные грудки, сказать, что питаются семенами. Рассказать о подготовке снегирей к отлёту.

  1. Люди и природа.

  • Наблюдение за работой рабочих в парке. Подсыпание снега к корням кустарников, деревьев. Вспомнить с детьми, для чего это необходимо делать.

  • Наблюдение за работой снегоуборочных машин

  • Наблюдение за работой дворника по уборке снега. Уточнить, зачем это необходимо

  • Наблюдение за тем, как дворник предотвращает падение людей в гололёд.





Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».