18.02.2024
20.02.2024
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 395
Проект для детей младшей группы
«Луковый кактус»
Воспитатель:
Старикова М.В.
Екатеринбург
2024 г.
Название проекта: «Луковый кактус»
Вид проекта: познавательно – исследовательский проект для детей младшей группы.
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)
Актуальность: огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность. Городские дети не очень тесно общаются с природой. Они, конечно же, знают растения и животные, обитающие рядом с ними. Не все дети видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различных видах и с различной целью. Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухаживать за ним, вырастить лук зеленый, пронаблюдать, как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде, вселяет в них чувство гордости и победы. А самое важное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты.
Цель проекта: Расширение знания детей о том, как сажают лук и ухаживают за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателя, родителей.
Задачи:
1)
Знакомство детей с процессом выращивания
лука. Воспитание у детей желания
участвовать в трудовой деятельности.
2)
Закрепить представления о луке,
особенностях внешнего строения, находить
«донце» с корнями и верхушку;
3) Вызвать
у детей интерес к конкретному объекту-луку,
через стихи, загадки, проектно-
исследовательскую деятельность.
4)
Формировать представление детей о
необходимости света, тепла, влаги почвы
для роста луковиц.
5) Наблюдать за
изменениями роста луковиц в стакане
воды и в контейнере с почвой.
6) Учить
детей ежедневно ухаживать за луком в
комнатных условиях.
7) Привлечение
родителей к активному участию в проекте.
Заинтересовать их жизнью детского
сада.
8) Научить детей видеть результат
своего труда.
Участники
исследовательской деятельности: дети
первой младшей группы, воспитатель,
родители воспитанников.
Место проведения: группа «Почемучки».
Объект исследования: репчатый лук.
Материалы: земля, вода, лук, пластиковая пятилитровая бутылка, контейнер и стаканчики для посадки, лейка для полива, лопатка для рыхления земли, фартуки.
Методы работы: наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности.
Ожидаемый
результат:
1)
Дети узнают о том, что лук – источник
витаминов.
2) Дети познакомятся с
процессом посадки лука и научатся
выполнять простейшие трудовые операции,
необходимые при этом.
3) У детей
сформируются знания и представления о
росте зеленого лука в комнатных условиях
как в контейнере с почвой, так и в стакане
с водой.
4) У детей обогатится словарный
запас за счёт слов (донце, луковица,
шелуха).
5) Познакомятся с поговорками,
пословицами, загадками, стихами о
луке.
6) Узнают где и в каких целях можно
использовать лук.
1 ЭТАП — ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1)
Знакомство родителей с идеей проекта.
2)
Подбор художественной литературы:
поговорки, стихи, сказки, загадки о
луке.
3) Подборка иллюстративного и
демонстрационного материала о луке.
4)
Подготовка почвы для посадки лука.
5)
Подготовка посадочного материала
(луковицы).
7) Создание дидактических
игр «Вершки – корешки», разрезные
картинки «Овощи, фрукты, ягоды».
8)
Консультация для родителей «Польза
лука».
2 ЭТАП — ОСНОВНОЙ
Рассматривание и изучение посадочного материала «Всё о луке».
2) Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение лука», «Вкус и луковые слёзы».
3) Беседа «Что нужно растениям для роста?».
4) Загадывание загадок, чтение поговорок о луке.
5) Совместная деятельность: посадка лука и уход за всходами.
6) Продуктивные виды деятельности: «Лучок наш дружок!» (раскрашивание, рисование).
7) Дидактические игры «Вершки – корешки», разрезные картинки «Овощи, фрукты, ягоды», «Разложи по порядку».
9) Коллективная работа «Луковый кактус».
1)
Выставка коллективной работы «Луковый
кактус».
2) Угощаемся луком с нашего
огорода на окне.
3) Игра средней
подвижности «Расти, лучок!».
В
процессе реализации проекта:
1) Дети
научились оказывать посильную помощь
взрослым в посадке лука и в уходе за
ним.
2) В процессе работы над проектом
дошкольники рассматривали рост лука,
отметили его роль как лекарственного
сырья.
3) Дети познакомились с
художественной литературой о луке:
поговорки, стихи, загадки.
4) У детей
сформировались знания и представления
о росте зеленого лука в комнатных
условиях.
5) Расширился кругозор и
мыслительная деятельность детей. Сам
процесс и результат проекта принес
детям удовлетворение, радость переживания,
осознания собственных умений.
6)
Благодаря проведенной работе, наши дети
осознанно могут ответить на вопрос,
почему необходим лук.
7) У детей
расширился словарный запас: шейка
луковицы, сухие чешуйки, мясистые
чешуйки, донце, кактус.
8) Родители
приняли активное участие в проекте
«Луковый кактус».
Беседа «О луке»
Кто из нас не знает, что такое лук? Скорее всего, таких незнаек нет. И не надо быть опытным садоводом, чтобы вырастить это растение. Белый, фиолетовый, жёлтый – каких только цветов не бывает на земле овощная культура.
Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.
Приложение
Конспект занятия в младшей группе. Посадка лука
Тема
занятия:
Посадка лука
Программное
содержание.
Познакомить детей со свойствами лука:
круглый, твердый, горький, заставляет
плакать. Сообщить, что из него можно
вырастить зеленый лук, очень полезный
и витаминный. Учить детей сажать луковицы
в землю.
Для роста зелени нужна
вода.
Материал
для занятия:
луковицы, бутылка с землей, совочки,
лейка с водой. Ход
занятия:
Воспитатель:
дети,
сегодня я получила посылку от нашего
Дедушки. Хотите посмотреть, что там?
Тогда
давайте откроем. Что это? Скажите, какого
цвета лук?
Какой он формы? Покажите,
какой он круглый.
Потрогайте его
пальцем и скажите: лук мягкий или
твердый?
Вот сейчас я разрежу луковицу,
понюхайте лук. Чем он пахнет? (Луком.)
А
почему вы плачете? Да, лук щиплет глаза
и заставляет всех плакать.
Кто хочет
угоститься луком? Какой лук на вкус?
(Дать детям заесть лук.)
Лук горький,
но он очень полезный, в нем много
витаминов.
Это луковица, если ее
посадить, то из нее вырастут зеленые
листики, зеленый лук. В зеленом луке
тоже много витаминов. У лука есть верх
(показывает его), вот отсюда растет
зеленый лук. А вот низ у луковицы - донце
(показывает). Давайте скажем все вместе
- донце.
Покажите, где донце у вашего
лука? Покажите, откуда будет расти
зеленый лук?
Лук надо сажать донцем
вниз.
Но лук можно посадить и в
землю.
Давайте
с вами поиграем в игру «Расти, расти
лучок».
Все
вставайте, вы будете луком. Я сажаю лук
в землю, донцем вниз. Все присели.
Теперь
я беру лейку и поливаю его водой. Вот
лук начинает расти, у него появляются
зеленые листики. Все дети тихо
приподнимаются. Лук все растет и растет.
Зеленый лук становится большим-большим.
Вот и вырос наш зеленый лук.
Конспект
занятия по лепке в первой младшей группе
«Лук для борща».
Цель:
Закрепление у детей знания обобщённых
понятий. Овощи.
Задачи:
1.
Закрепить у детей умения лепить круглые
формы, используя приём сплющивания,
вытягивания.
2. Формировать у детей
интерес к лепке.
3. Воспитывать у детей
внимания, старательность.
Предварительная
работа:
Рассматривание иллюстраций
с изображением разных овощей, лука,
загадки, игровой магазин.
Материалы:
Пластилин,
дощечка, муляжи овощей, картинки.
Ход
занятия:
Воспитатель:
Здравствуйте ребята! Как рада я вас
видеть.
Дети: здороваются
Воспитатель:
Ребята, у меня случилась беда, в моём
огороде росли овощи: свекла, лук, морковь.
Зимой выпал снег и все овощи замёрзли,
а мне надо сварить борщ. Ребята, а может,
быть вы мне поможете? Давайте слепим из
пластилина лук.
Вот это ребята, что?
(лук). Он какой? (круглый) и верхушка у
него какая?
(вытянутая немного).
Потрогайте его ручками.
Каждый ребёнок
ощупывает лук, проговаривая, что он
круглый.
Воспитатель: Ну что, ребята
,как вы думаете, справитесь?
Дети:
Да
Воспитатель: Будем лепить лук . Он
круглый, жёлтый. Возьмём жёлтый пластилин
и положим между ладошками. Скатаем
шарик. А сверху пальчиками оттянем
небольшой носик. Вот так!
Показать
детям, как лепить, помочь тому, кто не
справляется, продолжать - проговаривая
действия.
Ребята давайте теперь
посмотрим, что у нас получилось. Красота!
Молодцы! Хотите поиграть?
Дети:
да.
Физкультминутка
Есть
у нас огород, там зеленый лук растет.
Вот
такой вышины, вот такой ширины.
Ты,
лучок, сюда спеши
И немного попляши.
-
Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята,
как вы мне сегодня помогли. Вы добрые
дети, умные. Пошла я варить борщ, а вы
вечером расскажите мамам и папам что
вы сегодня лепили для бабушки.
Что мы
лепили? Какой формы, цвета? (дети хором
отвечают).
Спасибо, ребята, за помощь!
До свидания!
Оформляем выставку работ.
Конспект занятия по рисованию в младшей группе «Лук-лучок».
Цели:
1) Развитие эстетического восприятия
окружающих предметов.
2) Формирование
умения различать цвет краски (зеленый),
правильно называть их; рисовать
ладошкой.
3) Подведение детей к рисованию
предметов округлой формы.
4) Формирование
правильной позы при рисовании (сидеть
свободно, не наклоняться низко над
листом бумаги, свободная рука придерживает
лист бумаги, на котором рисует
малыш).
Материалы:
лук или муляж лука, картинки с изображением
лука, игрушка Колобок, краски зеленого
цвета, кисточки, салфетка, стакан с
водой.
Ход
занятия:
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю
загадку:
Никого не огорчает,
А всех
плакать заставляет. (Лук).
А
давайте мы его нарисуем. Для этого нам
потребуется краска зеленого цвета? А
что еще бывает зеленого цвета? (Воспитатель
предлагает сложить в корзинку игрушки
зеленого цвета, дети выполняют задание.
Можно пройти по группе, предлагая детям
показать предметы зеленого цвета).
Дети
начинают рисовать лук, прикладывая
ладошки к луковичке.
Физкультминутка:
«В
огород пойдем…»
В огород пойдем, дети
идут по кругу, взявшись за руки
Урожай
соберем,
Раз, два, три, четыре,
пять
Начинаем собирать.
Мы морковки
натаскаем «таскают»;
И
картошки накопаем «копают»;
Срежем
мы кочан капусты «срезают»;
Круглый,
сочный, очень вкусный «показывают
круг руками» (три
раза).
Щавеля нарвем немножко «рвут»;
И
вернемся по дорожке «Идут
по кругу, взявшись за руки».
По
окончанию воспитатель выставляет на
стенде рисунки детей.
Поговорки о луке
Лук
от семи недугов лечит.
***
Ешь
лук - чаще зубы будут
***
Лук
и мёд кашель быстро уйдёт.
***
Лук
с чесноком - родные братья.
***
Лук - добро и в бою и во щах.
Загадки про лук
Сидит
дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот
слезы проливает. (Лук)
***
Прежде
чем его мы съели,
Все наплакаться
успели. ( Лук)
***
Заставит
плакать всех вокруг,
Хоть он и не
драчун, а....(Лук)
***
Пришёл
барин с грядки,
Весь в заплатках,
Кто
не взглянет,
Всяк заплачет. (Лук)
***
Скинули
с Егорушки
Золотые пёрышки.
Заставил
Егорушка
Плакать и без горюшка. (Лук)