Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

16.02.2024

    Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Родители в это время нервничают, переживают, а не слишком ли рано они это сделали, а для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям. Четкий режим дня, отсутствие родителей, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, беспокойного сна, общения с окружающими и от того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в адаптационный период, зависит многое в его поведении. Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.

Адаптация ребенка проходит на двух уровнях: 1) на физическом уровне ребенку надо привыкнуть: к новому режиму, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы, необходимости самоограничения, невозможности уединения, новой пище, новым помещениям) и т. д. 2) на психологическом уровне малышу необходимо привыкнуть: к отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т. д., необходимости самостоятельно справляться со своими проблемами, к большому количеству новых людей и необходимости взаимодействия с ними, необходимости отстаивать свое личное пространство.

Адаптация может быть легкой, средней, тяжелой и очень тяжелой: при легкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца. Может проявляться незначительное снижение аппетита, сон нормализуется в течение 20-30 дней. При среднем уровне адаптации нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 30-40 дней. Возможно однократное, как правило, респираторное заболевание, после чего адаптация ускоряется, показатели выравниваются и постепенно нормализуются. Тяжелый уровень адаптации характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев, но процесс в такой форме протекает только у 8—9 % детей.

Имеется несколько важных факторов, влияющих на адаптацию к детскому саду: 1. Состояние здоровья и уровень физического развития ребенка. (Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой сон и аппетит дети, хуже справляются с трудностями адаптированного периода, у них возникают стрессовые состояния и как следствие они часто болеют. 2) Возраст ребенка. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения привязанности необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт матери или заменяющего ее взрослого с ребенком с первых дней его жизни. Срок периода адаптации зависит от возраста детей при поступлении, чем раньше они приходят в дошкольное учреждение, тем быстрее привыкают к новым условиям жизни. 3) Социальные факторы (условия жизни в семье, режим дня, сформированные у ребенка умения и навыки). Длительность и тяжесть привыкания зависит и от предшествующего воспитания в семье. Речь идет о создании режима для малыша в соответствии с его индивидуальными чертами и возрастом, формировании навыков и умений. Если семья не создает правильные условия для развития ребенка, не обучая его элементарным навыкам, то ему будет нелегко привыкнуть к детскому садику. Непросто протекает адаптация и у единственных детей в семье – в особенности, если они чрезмерно опекаемы и зависимы от матери или отца. Дети одного и того же возраста по-разному адаптируются в зависимости от индивидуально-типологических особенностей их высшей нервной деятельности. Некоторые впервые дни кричат при расставании с родителями, отказываются, есть, спать, протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2—3 дня уже втягиваются в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, впервые дни спокойны, без возражений выполняют всё, то предлагает воспитатель, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к детскому саду. Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям. Дети, которые до поступления в детское учреждение общались со многими взрослыми и детьми, получали разнообразные впечатления, жили в разных условиях: на даче, в деревне у бабушки и др., легче адаптируются. 4) Степень сформированности общения и предметной деятельности. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками и решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятия, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. 5) Индивидуальные особенности ребенка. Дети одной возрастной категории могут вести себя по-разному в период адаптации. Одни могут впасть в стрессовое состояние, перестав проявлять интерес к окружающему миру или проявляя явный протест. Однако проходит небольшой период, и поведение нормализуется: аппетит, сон, настроение возвращаются. Другие дети могут первые дни внешне не показывать своего беспокойства, но спустя несколько дней их напряжение выплескивается наружу: настроение ухудшается, им не хочется расставаться с родителями. Эта категория ребят требует помощи близких людей, воспитателя. Будьте бдительны: подавленные реакции могут продлиться долго, обернувшись серьезными заболеваниями. Неправильный процесс адаптации у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами. В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие (может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст). Рекомендации родителям для успешной адаптации малыша к условиям детского сада:

1) Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются утром при расставании. Долгие прощания и уговоры с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребёнка тревогу. Дети успокаиваются чаще всего сразу после того, как родители исчезают из поля зрения.

2) Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.

3) Постарайтесь быть терпеливым к себе и к своему ребенку. Прислушивайтесь к просьбам и рекомендациям воспитателей.

4) Одежда и обувь в группе должна быть удобной, без застежек и лямок, носочки хлопчатобумажные, чтобы ребенку проще было одеваться самостоятельно.

5) Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки, одеваться и раздеваться, самостоятельно кушать, пользоваться ложкой во время еды, проситься на горшок.

6) Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова.

7) Расширяйте «социальный горизонт» малыша, пусть он привыкнет общаться со сверстниками на детских площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки. Имея такой опыт, ребёнок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.

8) Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

9) Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы.

10) Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые дни посещения детского сада должны быть ограничены двумя-тремя часами, позже можно оставить до обеда, затем на сон, позже - приводить на весь день.

11) Укладывайте ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера договориться какую одежду он наденет утром.

12) Ребенок должен приходить в детский сад здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины (после консультации с врачом).Хочу такой сайт

13) В выходные придерживайтесь режима дня, принятого в детском саду.

14) Ни в коем случае нельзя пугать детским садом («Вот будешь баловаться, отведу в садик, и будешь там один жить!»).

15) Не обманывайте ребёнка, пообещали забрать пораньше, выполните своё обещание. Проводите больше времени с ребёнком.

В период адаптации малыши испытывают психоэмоциональное напряжение. Дети в детском саду устают по разным причинам, поэтому и приемы расслабления могут быть тоже различными.

1. Наиболее распространенный источник напряжения – это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. Поэтому хорошо, если после дня в детском саду ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате. Не надо слишком назойливо расспрашивать его о том, что происходило в течение дня – если захочет, то он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет.

2. Ребенок может соскучиться и по родителям – поэтому не следует, приведя, его домой, сразу же бросаться к выполнению домашних дел. Пусть он посидит на коленях у взрослого, пусть расслабится от прикосновений. Не пожалейте немного времени побыть с ним вдвоем.

3. Постарайтесь, как можно раньше забирать ребенка из детского сада, но не слишком спешить домой – старайтесь, чтоб ваш малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Небольшая прогулка позволит ребенку перейти в вечерний режим, перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку. Будет лучше при этом, если вы не будете сопровождать это беседой с кем-либо из приятельниц или родителей других детей – как правило, дети очень ценят прогулки вдвоем.

4. Один из лучших антистрессовых приемов – игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься и расслабиться. Вечерняя игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками. Любые игры с водой, простые манипуляции, вызывают у детей положительные эмоции. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются. 

Признаками того, что ребенок адаптировался считается:

• хороший аппетит;

• спокойный сон;

• охотное общение с другими детьми;

• адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

• нормальное эмоциональное состояние.

Сколько по времени будет длиться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к детскому саду — это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».