Аннотация к рабочим программам

Аннотация к рабочим программам
Образовательная программа дошкольного образования (далее –
Программа) нормативный и управленческий документ, регламентирующий условия,
структуру (объем и содержание), результаты освоения содержания дошкольного
образования.
Образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО), утверждённого Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москва;
- примерной основной образовательной программой дошкольного образования
«Мозаика». Авторы-составители: Белькович Виктория Юрьевна, Гребёнкина Наталья
Валентиновна, Кильдышева Ирина Африковна, Рецензенты: Т.В. Волосовец, кандидат
педагогических наук, профессор, директор Института
психолого-педагогических
проблем детства Россий ской академии образования (ИПППД РАО), заместитель
руководителя рабочей группы по
разработке Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования; В.И. Загвязинский, доктор
педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой методологии и теории
социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета,
академик РАО, заслуженный деятель науки РФ; Н.Г. Милованова, доктор педагогических
наук, профессор кафедры педагогики и андрагогики ТОГИРРО; С.Н. Фокеева, кандидат
педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ;
-региональной образовательной программой «Мы живем на Урале»с учетом специфики
национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. Авторы: Толстикова О.В.,
Савельева О.В. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г
- программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
"Цветные ладошки" с целью формирования эстетического отношения и художественнотворческого развития детей в изобразительной деятельности. Автор-Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» : учебно-методическое пособие.– М., «Цветной
мир», 2017 г.
Образовательная программа включает в себя совокупность образовательных
областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей по основным направлениям развития (далее —
образовательные области) — социально-коммуникативному, познавательному, речевому,
художественно-эстетическому и физическому. Задачи по формированию физических,
интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения
всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой
образовательной области. Формирование у детей целостного отношения к родному краю,
выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
подготовки к обучению в школе.
Программа определяет целевые ориентиры, содержание и организацию
образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена, в соответствии
с требованиями ФГОС ДО (раздел II «Требования к структуре образовательной
программы и её объёму», п. 2.3—2.4), на создание условий развития ребёнка,
открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития,
развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми
и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации индивидуализации детей. Программа представляет собой как программа
психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,

развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных
характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в
виде целевых ориентиров дошкольного образования), подготовке к школе.
Содержательные и организационные составляющие обязательной части программы
составляет 60% от общего объема образовательной программы. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений – 40%.
Цели и задачи реализации Программы

Ц
Расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого
ребёнка дошкольного возраста. Формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста; разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей.
Программа направлена на реализацию следующих задач:
-охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
-приобщение детей через соответствующие их индивидуально возрастным особенностям
виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;
-развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
- соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного процесса;
-формирование любви и общих представлений к своему городу, краю;
-выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста в процессе
подготовки к обучению в школе (формирование целостной картины мира, познавательных
интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений,
расширение кругозора ребенка, развитие любознательности инициативности,
самостоятельности).
Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий:
-личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
-полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
-разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и
опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте;
-разработку развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей
коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую
деятельность детей в соответствии с возрастом;
-возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей
(законных представителей)) образовательных программ, педагогических технологий и
видов деятельности. В соответствии со статьёй 64 (п. 1) Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, от 29 декабря 2012 г.) Программа
направлена также на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных
качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих
социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,
коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии.
В Программе заложены основополагающие принципы, цели и задачи образования,
дающие возможность для творческого использования педагогами различных
педагогических технологий, игр. Во всех ситуациях взаимодействия
с ребёнком воспитатель — проводник общечеловеческого и собственного опыта,
гуманистического отношения к людям, социокультурных норм.
В соответствии с ФГОС ДО (раздел II. Требования к структуре образовательной
программы дошкольного образования и её объёму, п. 2.11.2) часть Программы,
формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные

направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных
и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
«Цветные ладошки» - парциальная часть образовательной программы учитывает
образовательные потребности и интересы детей, а также возможностям педагогического
коллектива;
Содержание программы рассчитано на детей от 2 до 7 лет.
Принципы и подходы к формированию
и реализации Программы
Основными принципами к формированию и реализации Программы являются
следующие:
1. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в
общем развитии человека.
2. Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.
3. Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
4. Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в
соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
5. Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества
детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и
окружающим миром.
6. Вариативность организации дошкольного образования.
Программа
разработана
на
основе
личностно-ориентированного,культурноисторического и системно-деятельностного подходов, являющихся методологией
ФГОС ДО.
Личностно-ориентированный подход – предусматривает организацию образовательного
процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его
эффективности. Создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков,
способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности.
Культурно-исторический и системно-деятельностный подходы разрабатывались в
трудах отечественных психологов Л.С. Выготского,А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б.
Эльконина, А.Г. Асмолова и др. Основоположник культурно-исторического подхода
Л.С. Выготский отмечал, что в развитии ребёнка существуют какбы две переплетённые
линии. Первая следует путём естественногосозревания, вторая состоит в овладении
культурными способамиповедения и мышления. Согласно теории Л.С. Выготского,
развитие мышления и других психических функций происходит в первуюочередь не через
их саморазвитие, а через овладение ребёнком «психологическими орудиями», знаковосимволическими средствами, в первую очередь речью и языком.
Системно-деятельностный подход вырос из культурно-исторической теории Л.С.
Выготского. Суть этого подхода заключается в следующем: личностное, социальное,
познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности.
Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды
предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в условиях созданного
спектра специфических видов
детской деятельности (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн).
В данной Программе разработка целей, содержания, форм и методов образовательной
деятельности дошкольников опирается на классические исследования: развития
произвольных движений (А.В. Запорожец), свободного действия (В.П. Зинченко),
творческого действия (Б.Д. Эльконин), учебной деятельности и теоретического мышления
(Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), восприятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер), воображения и
способностей

(Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), мышления (Н.Н. Поддьяков),индивидуальности и личности
(А.Г. Асмолов, Г.Г. Кравцов), эмоций (А.В. Запорожец); связи целенаправленного и
произвольного поведения с соответствующими регуляторными формациями сознания
(А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова).
Концептуальную основу Программы составляют идеи:
• антропоцентрического гуманизма (И. Кант, Л. Фейербах, М. Шелер, Ф.М. Достоевский,
Л.Н. Толстой) и гуманной педагогики (Ш.А. Амонашвили);
• теории об амплификации (обогащении) ребёнка средствами разных «специфически
детских видов деятельности» (А.В. Запорожец);
• гуманистической философии (Ш.А. Амонашвили);
• личностно ориентированной педагогики сотрудничества (И.П. Волков, А.Н. Давидчук,
В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, Л.А. и Б.П. Никитины, Н.Н. Щуркова);
• фундаментального положения о ведущей роли обучения в развитии (Л.С. Выготский,
В.В. Давыдов);
• реализации социально-личностного подхода к образованию (В.И. Загвязинский, Т.Н.
Доронова, Е.О. Смирнова, Л.П. Стрелкова), формирования социально значимых качеств
личности с одновременным развитием природных задатков (Л.И. Божович, М.И. Лисина,
Т.И. Репина, С. Соловейчик).
Планирование и принципы
образовательной деятельности
Планирование составляет одну из основ правильной организации жизни детей в
детском саду. Оно строится на анализе достигнутых успехов всей группы и
индивидуально каждого ребёнка.
Планирование предусматривает альтернативные виды деятельности, так как детально
спланировать весь педагогический
процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления. вносят свои
коррективы в деятельность.
Основу планирования составляют комплексные образовательные задачи на
определённый промежуток времени (в соответствиис примерным комплекснотематическим планированием — на неделю).
Образовательные задачи объединяют проектирование предметно-развивающей среды и
разработку содержания деятельности иобщения педагога с детьми и их родителями.
В планировании образовательного процесса принимают участие руководитель
образовательной организации, заместитель заведующего по ВМР, педагоги (воспитатели,
музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед).

Планирование образовательного процесса
Должность

Временной
период
1 раз в год

Заведующий

Заместитель
заведующего
ВМР
Воспитатель

1 раз в год
по

Содержание
Утверждение годового плана работы МАДОУ №
395, перспективного календарного-тематического
плана.
Составление плана мероприятий на учебный год в
МАДОУ № 395

В
начале Корректировка рабочих программ, составление
учебного года
календарно-тематического плана для каждой
возрастной группы . Отбор, формулировка
образовательных задач для своей возрастной груп-

пы, постепенность и последовательность их
усложнения;
проектирование
и
изменение
предметно-развивающей
среды,
подготовка
материалов для организации детской деятельности,
общения, игр с детьми.
Недельное планирование строится на основе образовательных задач, сформулированных
на годовой временной период.
Планирование образовательного процесса строится с учётом следующих принципов:
Принцип последовательности. В основе — отход от формального параллельного
планирования с большими временными затратами на написание планов к
последовательному планированию образовательной деятельности с детьми (неделя —
временной период планирования):
*формулируются образовательные задачи (специфические) на этот период, решение
которых предполагается в ходе совместной деятельности, во время режимных моментов,
ситуациях повседневного общения с детьми:
*подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми;
*вводятся новые слова в активный словарный запас;
*создаётся развивающая предметно-пространственная среда.
Принцип интеграции. В основе — установление системных связей между
образовательными задачами разных образовательных областей через их дополнение и
взаимное обогащение. Например, освоение пространственных представлений, знакомство
с математическими понятиями формируется в конструировании, формировании
элементарных математических представлений, на занятиях музыкой и физической
культурой.
При построении образовательного процесса, подчиняющегося принципу интеграции,
образовательные задачи также интегрируются и способствуют комплексному развитию
ребёнка. Разные виды деятельности при планировании становятся инициирующим
началом интеграции. Например, чтение рассказа о природе может активизировать
исследовательскую деятельность детей в ближайшем природном окружении, передачу
образов животных в
лепке или рисовании, разыгрывание сюжетов рассказа в свободной сюжетной игре.
Представления детей о театре, обобщённые в познавательной деятельности, могут найти
отражение в детских рисунках, сочинении рассказов, конструировании театральной
сцены, изготовлении афиши на занятии по аппликации и завершиться проведением
театральной постановки, досуга. В Программе для каждой возрастной группы приведён
перечень основных видов организованной образовательной деятельности с детьми, не
жёстко фиксированный, а подвижный, что поможет воспитателю самостоятельно
определять последовательность организованной деятельности, обеспечивая баланс разных
видов активности детей. Воспитатель для решения тех или иных задач может заменять
одни виды деятельности другими в рамках времени, отведённого для них в режиме дня.
Комплексно-тематический принцип. В основе — выбор определённой темы в
соответствии с интересами и возможностями детей. Событийная организация
образовательной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования
расширяет многочисленные возможности для детской практики, экспериментирования,
развития основных навыков, понятийного мышления. Каждая тема предполагает
вариативный подход к выбору форм, методов, видов деятельности, их количество может
быть уменьшено или увеличено с учётом заинтересованности детей. Для реализации
содержания программы рекомендуется внедрять в педагогическую практику следующие
формы образовательной деятельности:
экскурсии, исследования и опыты, наблюдения с комментариями происходящего и
обсуждениями, путешествия по природно-климатическим зонам нашего края;

театрализованные игры, игры-драматизации, игры-импровизации; творческие мастерские;
фольклорные игры, фестивали народного творчества; календарно-обрядовые праздники;
создание коллективных продуктов (тематических плакатов, атрибутов для оформления
среды группы), музыкально-литературные гостиные для детей и родителей; тематические
развлечения, спортивные праздники, соревнования и др. Освоение детьми определённого
содержания завершается организацией того или иного события-праздника, соревнования,
досуга, выставки, на которых дети обобщают полученные знания, демонстрируют свои
успехи.
При организации совместной деятельности с детьми учтено:
организация пространственной среды группы: столы кругом, полукругом;
организация коллективного просматривания детских работ (обращать внимание на успех
того или другого ребёнка, оригинальность решения и т.п.);
предоставление возможности каждому ребёнку осуществить самоконтроль результатов
деятельности, сравнить свой результат с результатом других детей.
В образовательном процессе, через планирование объединена деятельность воспитателя,
музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда.
Освоение тематического содержания программы начинается с «погружения» ребёнка в
мир образов природы, предметов, явлений окружающего мира.
В дошкольном возрасте целью интегрированных занятий является информационнообразное и сенсорное насыщение ребёнка, его гармоническое развитие на основе
полихудожественного восприятия мира и выражение себя в разных видах деятельности.
Интегрированный подход исходит из природы детского возраста, когда мир
воспринимается нерасчленённым на части, как единое целое, освоение которого ребёнок
начинает от своего «Я», когда закладываются основы социального опыта и духовнонравственного развития личности. Планирование и организация работы с детьми
дошкольного возраста осуществляются на основе модели ступенчатой интеграции
постижения образов окружающего мира по соответствующим темам.
принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и
психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие
творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных,
климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на
организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;
принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурноисторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик,
непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
принцип индивидуализацииопирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и
осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок
наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему
хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым
наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов,
которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто
может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от
познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности.
Модель состоит из четырёх структурных единиц:
-увидеть (наблюдение за миром);
-услышать (звуки окружения);
-обыграть (телом, умом, лицом — пантомима, пластика);
-создать (самостоятельная деятельность).
Данная модель поможет воспитателю систематизировать тематическое планирование по
программе и выстраивать работу с детьми в логической последовательности.
Алгоритм последовательного планирования образовательной работы на неделю:

-неделя — временной период планирования-воспитатель формулирует последовательные
обучающие и развивающие задачи (специфические) на этот период, решение которых
предполагается в ходе совместной деятельности, во время режимных моментов, ситуациях
повседневного общения с детьми (воспитательные задачи должны быть сквозными,
решаться в постоянном режиме, в любой ситуации, этому способствующей
(воспитательные задачи планируются на год);
-подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми;
-вводятся новые слова в активный словарный запас;
-изменяется (пополняется) предметно-пространственная развивающая среда;
-осуществляется коррекция развития (индивидуально или для всей группы).
Структура комплексно-тематического планирования включает:
-сквозную тему каждого месяца, объединяющую все способы познания;
-недельные подтемы, которые воспитатель может изменять с учётом инициативы детей;
-формы работы, отражающие соответствующее содержание по решению образовательных
задач на основе обобщённой модели: увидеть (наблюдение за окружающей
действительностью); услышать (звуки окружения); обыграть; создать продукт
самостоятельной деятельности.
В рамках каждой темы месяца рекомендуется проводится кульминационное событие,
которое становится проектом, объединяющим все виды деятельности: праздник,
выставку, туристический поход, встречу с интересным человеком.

Приоритетные направления деятельности
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО (раздел II. Требования к
структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, п.2.6)
решает задачи развития детей в пяти образовательных областях:
-социально-коммуникативного развития;
-познавательного развития;
-речевого развития;
-художественно-эстетического развития;
-физического развития.
Программа создана с опорой на лучшие традиции российского дошкольного
образования, что нашло свое отражение в содержании основных направлений
(областей), а также с учетом климатических, демографических условий, национальнокультурных традиций народов Среднего Урала.
Область социально-коммуникативного развития включает следующие приоритетные
направления организации жизнедеятельности детей:
-овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами,
и правилами поведения в социуме, а именно:
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности;
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности
и саморегуляции действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в организации;
-овладение элементарной трудовой деятельностью, в том числе формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества;
-овладение основами собственной безопасности и безопасности

окружающего мира.
Область познавательного развития включает следующие приоритетные направления
организации жизнедеятельности детей:
-овладение
познавательно-исследовательской
деятельностью, формирование
познавательных действий, становление сознания;
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
-развитие воображения и творческой активности;
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её
природы, многообразии стран и народов мира.
Область речевого развития включает следующие приоритетные направления
организации жизнедеятельности детей:
-овладение речью как средством общения и культуры, развитие
связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы,
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
-развитие речевого творчества;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Область художественно-эстетического развития включает следующие приоритетные
направления организации жизнедеятельности детей:
-развитие детей в процессе восприятия художественной литературы;
-развитие детей в процессе овладения изобразительной деятельностью;
-развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью;
-развитие детей в процессе овладения театрализованной деятельностью;
-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
-становление эстетического отношения к окружающему миру;
-формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора;
-стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных произведений;
реализацию
самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Область физического развития включает следующие приоритетные направления
организации жизнедеятельности детей:
-овладение двигательной деятельностью, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость; способствующих
правильному
формированию
опорно-двигательной
системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой
моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму,
выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и
саморегуляции в двигательной
сфере;

-овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.), становление ценностей здорового образа жизни.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».