Дополнительная общеобразовательная программа танцевальная студия Задоринки

1

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

2
2.1.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4
3.5
4.

Содержание
Целевой раздел Программы
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Характеристика особенностей детей дошкольного возраста
значимых для реализуемых программы
Целевые ориентиры дополнительной образовательной
Программы
Содержательный раздел Программы
Содержание и средства реализации Программы
Организационный раздел Программы
Организация развивающей предметно-пространственной
среды
Календарный учебный график
Учебный план, содержание модулей Программы, учебнотематический план
Обеспечение программы
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Методическая литература

2

3-8
3-4
5
5
6-7
7-8
9-14
9-14
14-23
14
14-15
16-21
21
21-22
22-23

Аннотация:
Программа рассчитана на возраст детей – 3-7 лет
Количество часов в год - 60
Срок обучения - 4 года
Составитель программы:
педагог дополнительного
образования – хореограф
Брук Татьяна Леонидовна
1.
1.1.

Целевой раздел Программы
Пояснительная записка

Своевременная забота о здоровье гарантирует правильное развитие
организма, хорошую осанку и координацию движений.
Нарушения опорно-двигательного аппарата в настоящее время широко
распространены в среде дошкольников. Нарушения осанки оказывают
неблагоприятное воздействие на все органы и ткани и, что очень важно,
отрицательно влияют на успеваемость, т.к. нарушается питание клеток мозга.
Поэтому занятия хореографией очень полезны и положительно влияют на
укрепление
опорно-двигательного
аппарата,
мышечного
корсета,
способствующего стабилизации позвоночника, через выработку достаточной
силы и выносливости мышц туловища.
На занятиях хореографии широко используются физические упражнения
через игровые приемы, подвижные игры, ритмическая гимнастика.
Систематические занятия хореографией повышают двигательную активность,
улучшают осанку, благоприятно влияет на сердечнососудистую и дыхательную
системы занимающихся. Упражнения по хореографии являются эффективным
средством развития координации движений, быстроты двигательных действий,
мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах.
Танец - это вид искусства, в котором средством создания художественного
образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Танец –
это выражение мысли и чувства средствами условных движений – жестов и поз.
Он исполняется под музыку, из которой черпает своё содержание. Танец - это
движение, а движение - это жизнь.
Программа «Танец - это жизнь» рассчитана на детей дошкольного возраста (на
8 месяцев – сентябрь – апрель) и включает в себя:
 ритмические упражнения, с помощью которых ребенок начинает правильно
слышать ритм, в дальнейшем развивается у ребенка чувство ритма и умение
двигаться под музыку;
 разминочные упражнения, на которых ребенок учится «разогревать» свои
мышцы и готовится к более сложным танцевальным упражнениям, а также
держать правильную осанку;
 упражнения на пластику и фантазию, с помощью которых, развивается
воображение ребенка, а также ребенок учится импровизировать под музыку;
3





гимнастика (стретчинг), упражнения на растяжку, гибкость. Благодаря
стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более
эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют
работоспособность;
хореографические упражнения раскроют представления о классическом
танце, разучиваются простейшие танцевальные элементы и композиции.
Дети научатся работать во взаимодействии друг с другом, понимать и
чувствовать партнера.

Дополнительное образование детей – неотъемлемая составляющая их
общего образования. Оно обладает особыми, только ему присущими
педагогическими возможностями для становления, растущего человека, для
решения им личностно-значимых для него проблем. Программа
дополнительного образования детей построена на интересах и потребностях
самого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, социокультурной
ситуации развития. Занимаясь в системе дополнительного образования, ребенок
учится делать личностный выбор, подбирает «ключ» к открытию себя,
приобретает опыт духовно-нравственной и практической деятельности в
разных сферах бытия, осознает цели собственной жизненной перспективы.
Основной задачей педагога-хореографа является организация образовательного
процесса, позволяющего каждому дошкольнику заявить о себе, проявить себя в
своей неповторимости, творческой индивидуальности.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста – 3-7 лет,
рассчитана на 4 года.
Организация работы:
Первый год обучения (возраст 3-4 года) - 2 раза в неделю, 2 часа в неделю (по
15 мин.)
Второй год обучения (возраст 4-5 лет) - 2 раза в неделю, 2 часа в неделю (по 20
мин.)
Третий год обучения (возраст 5-6 лет) - 2 раза в неделю, 2 часа в неделю (по 25
мин.)
Четвертый год обучения (возраст 6-7 лет) - 2 раза в неделю, 2 часа в неделю (по
30 мин.)

4

1.2.

Цель и задачи реализации Программы

Цель – приобщение детей к танцевальному искусству, способствовать
эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
Задачи реализации программы:
 прививать детям любовь к танцу, формировать их танцевальные
способности (музыкально-двигательные, художественно-творческие);

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

1)Принцип
личностно-ориентированного
подходапредлагает
индивидуальный подход к каждому ребёнку. Роль педагога – развить
неповторимость и индивидуальность.
2)Принцип природосообразностиучитывает возрастные и психологические
особенности детей.
3) Принцип субъективности предлагает восприятие ребёнка, как субъекта.
Роль педагога заключается в оказании помощи ребенку в осознании своего «Я»,
нахождении контакта с окружающим миром и людьми.
4)Принцип
вариативностипредполагает
создание
условий
для
самостоятельного, свободного выбора ребёнком способов самореализации и
формы участия в деятельности коллектива.
5)Принцип систематичности и последовательности заключён в
последовательном изучении нового материала от «простого к сложному».
В основе способа организации занятий лежат игровые формы работы,
которые придают образовательному процессу привлекательную форму,
облегчают процесс запоминания и освоение упражнений, повышают
эмоциональный фон занятий, способствуют развитию мышления, воображения
и творческих способностей ребенка.
В работе с дошкольниками применяются следующие методы обучения:
 метод танцевального показа – это способ обучения, при котором педагог
демонстрирует танцевальную композицию или элементы и анализирует их
показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под
счет;
 выразительное исполнение движения под музыку;
 метод устного изложения учебного материала– с его помощью педагог
сообщает детям знания об истории и современном состоянии хореографии,
ритмики рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке.
Показывая и разъясняя, те или иные танцевальные композиции педагог
помогает ребенку понять характер ритмической, танцевальной лексики и
особенности танцевальной музыки. Словесное пояснение выполнения
движения;
 творческие задания.
5

1.4. Характеристика особенностей детей дошкольного возраста, значимых
для реализуемых программы
Младший дошкольный возраст (3-4 года)- важнейший период в развитии
дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым
отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Психологи и
педагоги обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший
дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять
нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании,
упорство в осуществлении своих целей. Ребенок начинает осваивать те или
иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания –
самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как
хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного,
талантливого и др. Задача педагога по хореографии через игру, сказки,
путешествия по сказочным местам научить ребенка начальным навыкам
хореографии, т.к. у ребенка этого возраста очень хорошо развито воображение
и стать прежде всего именно добрым, внимательным другом.
Средний дошкольный
возраст (4-5 лет) Возросли их физические
возможности: движения
стали значительно более уверенными и
разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении.
В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной
двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся
непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно
наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей
разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными
движениями под музыку, хороводными играми. Заметив перевозбуждение
ребенка, необходимо переключит его внимание на более спокойное занятие.
Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
Переход в старшую группу (дети 5-6 лет) связан с изменением
психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми
старшими среди других детей в детском саду. Педагогу необходимо помочь
дошкольникам понять это новое положение, поддержать в детях ощущение
«взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых,
более сложных задач познания, общения, деятельности.Танцевальные
упражнения и постановки уже усложняются, дети учатся импровизировать под
легкую и знакомую музыку. Для педагога хореографа очень важно виденье
танцевальных элементов со стороны ребенка.
В возрасте 6-7 летизменяются пропорции тела, вытягиваются конечности,
соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам
школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала
систематического школьного обучения. Проявляется способность во внешних
впечатлениях, в слушании музыки, посещении концертов, театров. После чего
дети часто изображают увиденное. В этом возрасте танцевальные постановки
6

более сложные, чем в старшей группе, более интересные, выставляются на
конкурсные мероприятия. Дети танцуют уже выразительно и одухотворенно.

1.5. Целевые ориентиры дополнительной образовательной Программы
К концу года дети 3-4 лет овладеют:
 правилами поведения в танцевальном зале;
 умеют выполнять простейшие построения и перестроения;
 реагируют на музыкальное вступление;
 ритмично двигаются в различных музыкальных темпах и передают
хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;
 красиво и правильно исполняют танцевальные элементы;
 эмоционально передают простые образы (зайчика, лисички, кошки, мишки
и т.д.);
 умеют делать поклон (в народном и бальном характерах).
К концу года дети 4-5 лет способны:
 запоминать и исполнять танцевальные композиции самостоятельно;
 выполнять основные танцевальные позиции рук и ног;
 выполнять правила исполнения движений в паре;
 узнавать динамические оттенки в музыке;
 свободно владеть атрибутами;
 узнавать произведения 2-3-частной формы;
 выполнять
поклон на музыкальное вступление, в соответствии с
характером и темпом музыки.
К концу года дети 5-6 лет умеют:
 импровизировать движения под знакомую музыку;
 передавать характер музыкального произведения в движении;
 владеют основными хореографическими упражнениями;
 имеют запас танцевальных движений;
 знают несколько программных танцев, предлагаемых по курсу (на
усмотрение педагога, ориентированного на возможности детей);
 знают несколько индивидуальных танцев;
 умеют выразительно исполнять танцевальные элементы и композиции.
К концу года дети 6-7 лет умеют:
 хорошо ориентироваться в зале;
 танцевать выразительно и одухотворенно;
 импровизировать под незнакомую музыку (показывать оригинальные и
разнообразные движения);
 исполнять
достаточное
количество
танцевальных
постановок
самостоятельно, четко под музыку и в ритм;
7





воспринимать музыкально-танцевальный материал
описанию;
передать свой опыт младшим детям;
радоваться за успех другого исполнителя танца.

8

по

словесному

2. Содержательный раздел Программы
1.4.

Содержание и средства реализации Программы

Для обеспечения
реализации программы необходимо соблюдение
следующих условий:








личностное общение педагога с ребенком;
наличие зала с зеркалами;
покрытие пола – деревянное либо ковровое покрытие;
на каждого ребёнка должно быть отведено 4 метра площади;
каждый ребенок должен иметь обязательную одежду и обувь для занятия;
широкое использование технических средств обучения (видео, аудио
техника);
атрибуты, наглядные пособия.

Взаимодействие педагога по хореографии и детей осуществляется с учетом
дифференцированного подхода и включает следующие организационные
формы работы:
 фронтальная;
 в парах;
 групповая;
 индивидуально–групповая;
 ансамблевая.
Виды занятий:
 учебное тренировочное занятие с группой и индивидуально с
обучающимся;
 постановка и репетиция танцев;
 концерты, конкурсы и фестивали внутри детского сада, города.
Методы обучения:
 словесные (беседа, объяснение, убеждение, поощрение);
 наглядные (показ, пример);
 практические (упражнения);
 аналитические (сравнение, самоконтроль, самоанализ);
 результативность (знания и умения, творческое отношение, выступления
на концертах и конкурсах)
Приемы работы:
 игра;
 беседа;
 показ видеоматериалов;
 показ педагогом;
 наблюдение.
9

 Словесные методы основываются на объяснении, беседе, рассказе.
Практические - на обучении навыкам хореографии.
Важным методом воздействия на детей является наглядный метод.
Исполнительское мастерство педагога-руководителя, его профессиональный
показ порой восхищает детей, вызывает стремление ему подражать. Поэтому
преподаватель должен обладать достаточно грамотным и выразительным
показом. Они воспроизводят методику исполнения движений своего педагога,
впитывают не только грамотный и выразительный показ, но и его возможные
ошибки. Дети подражают своему педагогу в манере и характере исполнения
движений, порой копируют и постановку рук, корпуса, головы. По исполнению
детей можно определить качество знаний педагога, его стиль работы.
Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с
учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной
отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и
вдохновение - источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное
чувство, которое испытывает ребенок в процессе овладения знаниями - это та
ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается
яркими и волнующими впечатлениями, познание становится очень крепким и
необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит
результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть
творческому интересу ребенка, всячески его развивать и укреплять.
В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную
комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение,
которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и
смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую
работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в
осуществлении задуманного. Необходимо поощрять творческую инициативу
детей, так как многие из них впоследствии, становясь старше, помогают своим
педагогам в работе с младшими детьми. Каждый педагог, в зависимости от
степени владения теми или иными методами, предпочитает использовать
определенный путь воздействия на детей. Чаще всего это метод убеждения.
Этот метод используется не от случая к случаю. Он должен быть
целенаправленным, систематическим, и тогда он станет действенным.
Метод убеждения требует от педагога огромного терпения, образованности и
тактичного поведения. Дети порой не сразу понимают педагога. Это бывает от
неумения ребенка слушать и слышать, что от него требуется. Это качество
характера воспитывается постепенно в культуре общения ребенка. Поэтому
педагогу надо проявить максимум педагогического мастерства и любви к детям
при использовании этого метода.
Творческая активность детей в хореографии во многом зависит от организации
обучения музыкально-ритмическим движениям. На танцевальных занятиях, в
повседневной жизни детского сада и конечно в семье нужно целенаправленно
учить детей воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого
10

обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной
деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в
хореографии.
На занятиях по хореографии ребенок вслушивается в музыкальное
произведение, умеет хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать
у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному
выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам
песни, инструментальной пьесы.
Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае,
если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические
представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить
самостоятельность.
Ребятам предлагают и классическую, и современную музыку, чтобы
постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался
эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом
педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а
также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться, только
если в музыкальном воспитании активно участвуют все педагоги, воспитатели
и, конечно же, родители, которые также должны позаботиться о всестороннем
развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей
средствами музыкально-ритмических движений.
Содержание Программы по хореографии дополняет
иразвитие детей по следующим направлениям ФГОС:

формирование

В социально-коммуникативном развитии:
Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками на
занятиях и в танцах дети взаимодействуют друг с другом и в движениях
общаются между собой, а так же конечно происходит общении детей с
педагогом-хореографом.
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания детей друг к другу. Дети старшей и
подготовительной группы учат детей младшей и средней групп, исправляют
ошибки, подбадривают, если вдруг у них что-то не получается.
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Дети с
удовольствием занимаются с другими детьми, учат друг друга, исправляют,
поддерживаю, участвуют в конкурсах.
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных
ролей.
В познавательном развитии:
Дети узнают, когда и где зародилась хореография, балет, кто был первыми
исполнителями и т.д. На занятиях хореографии дети узнают композиторов,
11

слушают их музыку, запоминают и потом стараются различать оттенки
музыки, ритм и даже размер четверти.
Анализируются отдельные части движения, композиции и потом соединяются.
В речевом развитии:
«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» Л. Генералова.
Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального
произведения, выражает своё ощущение к нему, если правильно выполняет
двигательные упражнения по заданию педагога – значит, он реагирует на слово,
думает, запоминает, действует. От слов – к музыке, от движения – к
мышлению.Во многих группах есть не только способные дети в музыкальном,
ритмическом и двигательном отношении, но и неловкие, заторможенные,
которым я помогаю обрести чувство уверенности в своих силах.
Главное в работе – это приобщение к движению под музыку, гармоничное
психическое, духовное и физическое развитие всех детей. Доказано, что
движения под музыку детей в развитии имеет особое значение, потому что
двигательно-ритмичные упражнения тренируют в первую очередь мозг,
подвижность нервных процессов. Хореография оказывает сильное воздействует
на эмоциональную сферу, этот вид деятельности открывает перед малышами
мир прекрасного в его разнообразии и глубине. Так же на занятиях
хореографии дети учат названия простейших танцевальных элементов,
запоминают их и уже изъясняются на правильном хореографическом языке.
В художественно-эстетическом развитии:
Художественно-эстетическое воспитание ребенка средствами музыки и
ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и
успешной личности ребёнка.
Во-первых, художественно-эстетическое воспитание - это процесс
целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это
формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и
жизни, оценивать ее. В-третьих, задача художественно-эстетического
воспитания заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец,
в-четвертых, – развитие способности к самостоятельному творчеству и
созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать музыкальнодвигательный образ. Своеобразное понимание сущности художественноэстетического воспитания обусловливает и различные подходы к его целям.
Поэтому проблема целей и задач художественно-эстетического воспитания
требует особого внимания.
Роль педагога как помощника, соучастника творчества. Совместная
деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на
каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль
сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на
более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика,
12

партнера). На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается
главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание.
В физическом развитии
Хореография – средство умственного, эстетического, нравственного и
физического воспитания широкого профиля, ее специфика определяется
разносторонним воздействием на человека.
Хореография может и должна изучаться в дошкольном образовательном
учреждении как предмет, расширяющий возможности гармонического развития
личности.
Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению
гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации,
произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли,
коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии
ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится
упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей
дошкольного возраста искусству хореографии.
Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование
таких качеств личности ребенка, которые недостаточно развиваются на других
уроках: воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус,
физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребенка,
предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных
качеств личности подрастающего человека.
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного
педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и
работоспособность, жизнедеятельность, осуществляется наиболее интенсивный
рост и развития важнейших систем организма и их функций, закладывается вся
база для всестороннего развития физических и духовных способностей и
другое, что необходимо для всестороннего гармонического развития личности.
Занятия хореографии воспитывают навык правильной осанки, гармонично
развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение тренажа в урок
способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая
право - и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию
координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке
дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную
активность организма ребёнка.
Хореографическая деятельность в младшем дошкольном возрасте оказывает
существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что
танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы,
придает гибкость и эластичность корпусу, т.е. является мощным фактором,
влияющим на становление детского организма.
Партерная гимнастика даёт детям первоначальную хореографическую
подготовку, развитие природных физических данных, формирует основные
13

двигательные качества и навыки, необходимые для успешного освоения
классического, историко-бытового, современного и других направлений танцев.

3. Организационный раздел Программы
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Для
организации
деятельности
необходимы
соответствующие
педагогические условия и среда. Под психолого-педагогическими условиями
подразумевается совокупность объективных возможностей содержания, форм,
методов, приемов и материально – пространственной среды ДОУ.
Условия для занятий хореографиейсозданы. Разработан иллюстрированный
материал для наглядности и доступности детей данной возрастной категории.

3.2. Календарный учебный график
Первый год обучения (возраст 3-4 года)
№
Период
Разделы и темы
проведения
Диагностика (сентябрь, май)
сентябрь, май
1
Ритмика
октябрь
2
Основы танца
ноябрь
3
Танцы
декабрь
4
Пальчиковая гимнастика
январь
5
Музыкально-подвижные игры
февраль
6
Ориентация в пространстве
март
7
Игровой стретчинг
апрель
8
Открытые занятия
май
9
Итого:
10
Второй год обучения (возраст 4-5 лет)
№
Разделы и темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Диагностика (сентябрь, май)
Ритмика
Основы танца
Танцы
Пальчиковая гимнастика
Музыкально-подвижные игры
Ориентация в пространстве
Игровой стретчинг
Парные танцы

Период
проведения
сентябрь, май
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май

14

итого
4
10
10
10
5
5
8
6
2
60

итого
4
10
6
10
3
5
8
6
6

10 Открытые занятия

май

2
60

Итого:
Длительность занятия 20 мин. (в таблице считается как 1 час)
Третий год обучения (возраст 5-6 лет)
№
Разделы и темы
Период проведения
Диагностика (сентябрь, май)
сентябрь, май
4
1
Ритмика
октябрь
6
2
Основы танца
ноябрь
7
3
Танцы
декабрь
10
4
Основы
классического
7
5
январь
балета
Музыкально-подвижные
5
6
февраль
игры
Русско-народный танец
март
7
7
Игровой стретчинг
апрель
7
8
Парные танцы
май
5
9
2
10 Открытые занятия
10
11
60
Итого:

Четвертый год обучения (возраст 6-7 лет)
№
Разделы и темы
Период проведения
сентябрь, май
1 Диагностика (сентябрь, май)
октябрь
2 Ритмика
ноябрь
3 Основы танца
декабрь
4 Танцы
классического
5 Основы
январь
балета
февраль
6 Современная хореография
март
7 Русско-народный танец
апрель
8 Игровой стретчинг
май
9 Парные танцы
10 Открытые занятия
10
Итого: 12

15

итого

итого
4
6
7
10
6
7
6
6
6
2
60

3.3. Учебный план,
тематический план.

содержание

модулей

Программы.

Первый год обучения (возраст 3-4 года)
№
Разделы и темы
теория
практика
Диагностика (сентябрь, май)
4
1
Ритмика
2
8
2
Основы танца
2
8
3
Танцы
2
8
4
Пальчиковая гимнастика
1
4
5
Музыкально-подвижные игры
1
4
6
Ориентация в пространстве
1
7
7
Игровой стретчинг
1
5
8
Открытые занятия
2
9
Итого:
10
50
Длительность занятия 15 минут (в таблице считается как 1 час).

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Учебно-

итого
4
10
10
10
5
5
8
6
2
60

Основное содержание модулей Программы:
Диагностика –проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года),
которая позволяет выявить уровень музыкального и психомоторного
развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности
педагогического воздействия. Метод диагностики: наблюдение за детьми в
процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ритмика - является основой для развития чувства ритма и двигательных
способностей детей, позволяющих свободно, красиво и правильно
выполнять движения под музыку, соответственно её характеру, ритму,
темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования
движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Основы танца – включают в себя: постановку корпуса, упражнения на
правильную осанку, ходьбу, бег, прыжки, притопы, упражнения для головы
и корпуса, правильное положение рук на поясе.
Танцы – направлены на формирование у детей танцевальных движений.
Доставляет эстетическую радость занимающимся детям. В раздел входят
танцевальные шаги, упражнения с атрибутами, упрощенные танцевальные
композиции с элементарными перестроениями.
Пальчиковая гимнастика - служит основой для развития ручной умелости,
мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения обогащают
внутренний мирребёнка. Оказывают положительное воздействие на
улучшение памяти, мышления, развитию фантазии.
Музыкально-подвижные игры - является ведущим видом деятельности
дошкольника. Здесь используются приёмы имитации, подражания,
образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
Ориентировка в пространстве – дети учатся ориентироваться в круге, в
линии, врассыпную.
16

8. Игровой стретчинг - упражнения на растяжку, гибкость в игровой форме и
простыми образами (животные, птицы и т.д.) Благодаря стретчингу
увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более
эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют
работоспособность.
9. Открытые занятия – промежуточный и итоговый результат детей.
Второй год обучения (возраст 4-5 лет)
№
Разделы и темы
теория
1 Диагностика (сентябрь, май)
2
2 Ритмика
1
3 Основы танца
4 Танцы
1
5 Пальчиковая гимнастика
6 Музыкально-подвижные игры 1
1
7 Ориентация в пространстве
1
8 Игровой стретчинг
1
9 Парные танцы
10 Открытые занятия
9
Итого:

практика
4
8
5
10
2
4
7
5
5
2
51

итого
4
10
6
10
3
5
8
6
6
2
60

Длительность занятия 20 мин. (в таблице считается как 1 час)

1.

2.

3.

4.

5.

Основное содержание разделов
Диагностика - проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года),
которая позволяет выявить уровень музыкального и психомоторного
развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности
педагогического воздействия. Метод диагностики: наблюдение за детьми в
процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ритмика - продолжаем работу над развитием ритмичности и
выразительности движений, формируем навыки самостоятельного выбора
движений для образно-игровых ситуаций. А также закрепляем упражнения
на согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Основы танца – включают в себя: постановку корпуса, упражнения на
правильную осанку, ходьбу, бег, прыжки, притопы, добавляется партерная
гимнастика, упражнения для головы и корпуса, закрепляем правильное
положение рук на поясе.
Танцы – направлены на формирование у детей танцевальных движений.
Доставляет эстетическую радость занимающимся детям. В раздел входят
танцевальные движения, упражнения с предметами, парные движения.
Пальчиковая гимнастика – упражнения на развития ручной умелости,
мелкой моторики и координации движений рук усложняются. Упражнения
17

обогащают внутренний мир ребёнка. Оказывают положительное
воздействие на улучшение памяти, мышления, развитию фантазии.
6. Музыкально-подвижные игры - является ведущим видом деятельности
дошкольника. Добавляется работа над мимикой, различные простейшие
этюды, слушанье музыки.
7. Стретчинг- упражнения на растяжку, гибкость в игровой, упражнения
усложняются. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов,
мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены
травмам и дольше сохраняют работоспособность.
8. Парные танцы – дети учатся вставать в пары, контактировать друг с другом,
выполнять упражнения одновременно (в команде).
Открытые занятия – промежуточный и итоговый результат детей.
Третий год обучения (возраст 5-6 лет)
№
Разделы и темы
теория
Диагностика (сентябрь, май) 1
Ритмика
2
2
Основы танца
2
3
Танцы
4
Основы
классического 2
5
балета
Музыкально-подвижные
1
6
игры
Русско-народный танец
2
7
Игровой стретчинг
1
8
Парные танцы
1
9
10 Открытые занятия
11
Итого:

практика
4
4
5
10
5

итого
4
6
7
10
7

4

5

5
6
4
2
49

7
7
5
2
60

Длительность занятия 25 мин. (в таблице считается как 1 час)
Основное содержание разделов
1. Диагностика – проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года),
которая позволяет выявить уровень музыкального и психомоторного
развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности
педагогического воздействия. Метод диагностики: наблюдение за детьми в
процессе выполнения специально подобранных заданий.
2. Ритмика–работа направлена на развитие ритмичности и выразительности
движений, формируем навыки самостоятельного выбора движений для
образно-игровых ситуаций. А также закрепляем упражнения на согласования
движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
3. Основы танца – включают в себя: постановку корпуса, упражнения на
правильную осанку, ходьбу, бег, прыжки (на двух ногах, на одной, с двух на
18

одну и наоборот, в повороте на 90 градусов, с движением головы и рук),
подскоки (вперед, назад, в сторону, на двух ногах, на одной), галоп (прямой,
боковой), партерная гимнастика (исполняется не только по одному, но и в
парах), упражнения для головы и корпуса (учим элемент «закручивания»
вокруг себя)
4. Танцы – направлены на формирование у детей танцевальных движений.
Доставляет эстетическую радость занимающимся детям. В раздел входят
танцевальные движения, упражнения с предметами, парные движения,
добавляется характерное исполнение танцев и индивидуальные танцы
5. Основы классического балета – учим позиции ног ( I, II, III, IV, V, VI) и
рук ( подготовительная, I, II, III), Portdebras (наклоны корпуса, головы), demiplie (маленькое приседание), battementtendu (отведение и приведение
вытянутой ноги, выдвижение ноги), releve (приподнимать, возвышать,
подъем на полупальцы), assemble (от гл. соединять, прыжок с двух ног на две
ноги)
6. Музыкально-подвижные игры. Добавляется работа над мимикой,
различные простейшие этюды, слушанье музыки, добавляем импровизацию.
7. Стетчинг–узучение упражнений на растяжку, гибкость. Благодаря
стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более
эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют
работоспособность.
8. Парные танцы – закрепление умений контактировать друг с другом,
выполнять упражнения одновременно (в команде). Очень важно подчеркнуть
во время занятий, что партнер бережно относится к партнерше, что танец это
взаимодействие мальчика и девочки, отражение характера взаимоотношений.
9. Русско-народный танец – изучение основрусско-народного танца,
основных положений рук, ног и корпуса, обучение русско-народному
поклону, изучение основных шагов (простой танцевальный шаг с ударом
ноги в пол; приставной шаг с последующим приседанием, в направлении
вперед, в сторону, назад; переменный шаг; «веревочка вперед»;
«ковырялочка» перед собой и в сторону; хлопки в паре).
10. Открытые занятия – промежуточный и итоговый результат.
Четвертый год обучения (возраст 6-7 лет)
№
Разделы и темы
теория
1 Диагностика (сентябрь, май) 2
2 Ритмика
2
3 Основы танца
4 Танцы
классического 2
5 Основы
балета
2
6 Современная хореография
2
7 Русско-народный танец
1
8 Игровой стретчинг
19

практика
4
4
5
10
4

итого
4
6
7
10
6

5
4
5

7
6
6

9 Парные танцы
10 Открытые занятия

1
Итого: 12

5
2
48

6
2
60

Длительность занятия 30 мин. (в таблице считается как 1 час)
Основное содержание разделов
1. Диагностика – проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года),
которая позволяет выявить уровень музыкального и психомоторного развития
детей (начального уровня и динамики развития), эффективности
педагогического воздействия. Метод диагностики: наблюдение за детьми в
процессе выполнения специально подобранных заданий.
2. Ритмика – дети должны самостоятельно исполнять законченные
танцевальные композиции, демонстрировать способность исполнять танец,
движение образно, выразительно, в соответствии с темпом, характером и
стилем музыкального произведения, а также самостоятельно импровизировать.
3. Основы танца – включают в себя: постановку корпуса, упражнения на
правильную осанку, ходьбу (различные виды, шаги с одновременной работой
рук, корпуса, головы, в различных композиционных рисунках и
перестроениях); бег (с захлестом голени назад, выбросом ноги вперед, легкий
бег
на
полупальцах,
исполняется
с
ускорением,
замедлением,
остановкой);прыжки (в различных ритмических вариациях, темпах, на месте, с
продвижением вперед, назад, в сторону), галоп (по кругу, по прямой линии,
вокруг себя, по одному, с хлопками, различными положениями и движениями
рук), партерная гимнастика (исполняется не только по одному, но и в парах).
4. Танцы – направлены на формирование у детей танцевальных движений,
доставляют эстетическую радость занимающимся детям. В раздел входят
танцевальные элементы, которые соединяются в небольшие комбинациилогические цепочки, упражнения с предметами(верна, колокольчики), парные
движения – переходы (партнерши на место партнера, спинами друг к другу),
полка по VI позиции (три шага – подскок), а также вариант польки по
выворотной позиции по III, разучиваем движения танца «Вальс» - вальсовая
дорожка, разучиваем танцевальные этюды, характерное танцы и
индивидуальные.
5. Основы классического балета – закрепляем позиции ног ( I, II, III, IV, V, VI)
и рук ( подготовительная, I, II, III), Portdebras (наклоны корпуса, головы),
добавляем ноги, demi-plie (маленькое приседание), разучиваем grand-plie
(большое приседание), battementtendu (отведение и приведение вытянутой ноги,
выдвижение ноги), releve (приподнимать, возвышать, подъем на полупальцы),
assemble (от гл. соединять, прыжок с двух ног на две ноги), составляем
танцевальные композиции.
6. Современная хореография – разучиваем основные положения рук, ног (не
выворотные позиции I, II) корпуса и головы в современной хореографии, учим
плавно управлять своим телом, руками и ногами; разучиваем джазовые
20

танцевальные элементы; учим танцевальные композиции, этюды к окончанию
учебного года.
7. Стретчинг - упражнения на растяжку, гибкость в игровой, упражнения
усложняются. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов,
мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены
травмам и дольше сохраняют работоспособность.
8. Парные танцы – готовится танцевальный репертуар к концерту на
окончание учебного года. Закрепляем умение контактировать друг с другом,
выполнять упражнения одновременно (в команде). Импровизация в парах.
Постановка в лице детей небольшого парного танцевального этюда.
9. Русско-народный танец – закрепляем основные положения рук, ног и
корпуса, русско-народный поклон, основные шаги (простой танцевальный шаг
с ударом ноги в пол; приставной шаг с последующим приседанием, в
направлении вперед, в сторону, назад; переменный шаг; «веревочка вперед»;
«ковырялочка» перед собой и в сторону; хлопки в паре); разучиваем
танцевальный элемент «гармошка», «моталочка», «припадание»
(по
невыворотной VI позиции и выворотной III позиции).
10. Открытые занятия – промежуточный и итоговый результат детей.
Обеспечение Программы
В Музыкальном зале имеется ковровое покрытие, зеркала, аудио и видео
аппаратура;
музыкальный центр, видео, танцевальные реквизиты.
Танцевальные атрибуты: платочки, ленточки на кольцах, погремушки,
султанчики, флажки разноцветные, корзинки с цветами, веночки; декорации и
костюмы.
3.4.

3.5.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Родительское собрание как одна из форм взаимодействия с родителями
Чтобы
грамотно
воспитывать
ребёнка,
необходимо
единство
воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт
возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он
должен знать и уметь в этом возрасте. Но как показывает практика и
проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные
ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности.
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его
развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его
достоинства и прав человека. Но как бы серьезно ни продумывались формы
воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была
квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть
поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в
воспитательном процессе. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной
21

частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических
знаний среди родителей. С этой целью проводятся родительские собрания.
Родительские собрания проводятся групповые и общие. Конечно же, на
собрании, со стороны именно моей дополнительной услуги, рассказывается об
обязательной форме для занятий, у всех форма должна быть одинаковой,
аккуратной, волосы у девочек должны быть убраны в пучок.
Создан наглядный уголок
– стенд (фото детей об их достижениях на конкурсах, Гала Концертах,
открытых уроках, грамоты, награды)
Открытые занятия
проводятся 2 раза в год (декабрь и май)
На открытые занятия приглашаются все родственники кто хочет увидеть
достижения своих детей. После открытого занятия родители могут задать
любые вопросы по своему ребенку. Также я даю рекомендации, пожелания
родителям для занятия детям дома.
Танцевальные и вокальные конкурсы (подтанцовка)
На Конкурсы приглашаются так же все желающие. Идет большая и
плодотворная работа с родителями, и по костюмам, и по прическам и по
дисциплине детей.
Методическая литература
Список литературы для обучающихся:
1. Бочкарева, Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики
и хореографии [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 1998.– 63 с.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С . – Петербург, 2000. – С5.
3. Буренина,А.И. Коммуникативные танцы – игры для детей: учебное пособие/
А.И. Буренина. – СПб.: Издательство “ Музыкальная палитра”, 2004.
4. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы
для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 61с.
5. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в
хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.
Державина, 2001. – 80 с.
6. Савенков И.А. Одаренные дети в детском саду и школе, стр. 5
3.6.

Список используемой литературы педагогом
1. Базарова Н.П. «Классический танец». Л.: Искусство, 1984.
2. Барышникова Т. «Азбука хореографии».- М.: Рольф, 2000.
3. Бекина С.И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей
5-6 лет. – М., 1983.
4. Бизикова О.А. "Развитие диалогической речи дошкольников в игре". М.:2008.
22

5. Бодраченко И.В. "Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет". - М.:
2009
6. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000г.
7. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. "Танцы в детском саду". - М.:2004.
8. Зарецкая Н.В. "Танцы для детей среднего дошкольного возраста: пособие для
практических работников ДОУ". - М.:2008.
9. Назарова А.Г. «Танцевально – методический материал для работы с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста», Санкт- Петербург, 2012.

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».