Дополнительная общеобразовательная программа Акварелька

I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической
направленности «Акварелька» (далее - Программа) разработана в соответствие с
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ ОТ 29.08.2013 Г. №
1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»,
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей», Положения об оказании платных образовательных услуг в
МАДОУ Детский сад № 2 ЗАТО Межгорье (далее - Учреждения).
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений
искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему
разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте,
помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является
воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно
без реализации задач, стоящих перед образовательной областью
«Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого изобразительное
искусство.
Изобразительное
искусство
располагает
многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных,
традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также
передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе
отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась
возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе
с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и
творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания
материалов и инструментов. Становление художественного образа
у
дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей
деятельности. Занятия по программе
«Акварелька»
направлены
на
реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет
детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное
рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает
новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка,
позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя
дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот
мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития
личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и
творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов
рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в
рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким
образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и
умения в различных ситуациях.
Новизна и педагогическая целесообразность программы
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно
творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов
изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для
современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового
поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники
рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют
творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и
использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных
изобразительных технологий.
Все занятия в программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой
программе развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских
страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к
творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными
художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую
моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается
уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных
изобразительных техник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Акварелька» по
нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный
характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы
развития детского художественного творчества. Используются самодельные

инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,
раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов
в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью.
Занятия по программе проводятся под девизом: Я чувствую, Я представляю,
Я воображаю, Я творю!!!!
Объем курса 32 занятия в год с октября по май 1 раз в неделю.
Программа рассчитана на 4 года обучения для воспитанников 3-7 лет.
Форма обучения: очная. Занятия проводятся в кружке с группой
воспитанников в коллективе 10-12 человек
Цели и задачи реализации программы.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного
рисования.
Задачи:
 Знакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник
рисования с использованием различных изобразительных материалов.
 Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству
выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
 Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие
изобразительных навыков ребенка.
 Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Принципы и подходы реализации программы.
Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном
месте, а движется вперед, и поэтому нужно использовать новые развивающие
технологии:
 личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
 коммуникативные ( беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
 игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
 педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование
успеха, пауза).
Принципы построения работы по рисованию:
1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к
сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита нагляднообразная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на
восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в
воспитательный процесс.
4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление,
полученное ребенком от окружающей действительности.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в
следующих направлениях:
 от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее
к сюжетному рисованию;
 от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники
изображения к более сложным;
 от использования готового оборудования, материала к применению
таких, которые необходимо самим изготовить;
 от использования метода подражания к самостоятельному выполнению
замысла;
 от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных
техник изображения;
 от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов,
сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках,
и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет
получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению
все новых и новых техник в рисовании.
Планируемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более
эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного
возраста. Так как представленный материал способствует:
 развитию мелкой моторики рук;
 обострению тактильного восприятия;
 улучшению цветовосприятия;
 концентрации внимания;
 повышению уровня воображения и самооценки.
 расширение и обогащение художественного опыта.
 формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль,
самооценка,
обобщенные
способы
действия)
и
умения
взаимодействовать друг с другом.






формируются навыки трудовой деятельности
активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
умение находить новые способы для художественного изображения;
умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности.
Реализация
программы
поможет
детям
дошкольного
возраста
творческиподходить к видению мира, который изображают, и использовать
для самовыражения любые доступные средства
Результатами работы должны стать:
 Активность и самостоятельность детей в рисовании
 Умение находить новые способы для художественного изображения
 Умение передавать в работе свои чувства с помощью различных средств
выразительности.

II. Содержательный раздел
Формы, методы, приемы, средства реализации.
Методы и приемы обучения нетрадиционного рисования
Методы проведения занятия:
 словесные (беседа, художественное
последовательности работы, совет);
 наглядные
 практические
 игровые

слово,

загадки, напоминание

о

Используемые методы
 дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что
влияет на полноту восприятия окружающего мира;
 формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу
рисования;
 способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,
как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что
для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо
учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и
интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются
элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
В течение реализации содержания программы предполагается изучение и
овладение нетрадиционными способами рисования в художественной
деятельности:
В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими
нетрадиционными техниками рисования:
 «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
(Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит
точки на бумагу).
 монотипия;
(Задачи: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать
умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать
воображение, пространственное мышление).
 рисование по мокрой бумаге;
(Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные
карандаши или мелки, влажная чистая ткань.

Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу
нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань,
рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет.
Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой
бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета
(например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и
цвета, дорисовываем нужные элементы.)
 рисование путем разбрызгивание краски;
(Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо
пластика.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет
кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу,
оттиски штампов различных видов)
 рисование жесткой кистью (тычок)
(Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и
поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и
ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур
или шаблон.)
 рисование ладошками
(Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого
формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть)
или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.)
 рисование трафаретом
(Вариант 1. Сначала вырежем трафарет. Затем, прижав пальцем к листу бумаги,
обведем по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона.
Вариант 2. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу и с
помощью тампона «Закрасим» силуэт.)
Способы развития и поддержки инициативы воспитанников.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного
образования является поддержка детской инициативы в различных видах
деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей.
Что это значит - инициативный ребенок дошкольного возраста? Такое
качество,
как
инициативность,
проявляется
тогда,
когда
ребенок
самостоятельно делает выбор тематики игровой деятельности,
ставит
и
решает игровые проблемные ситуации.

В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного
выбора детьми различных видов
деятельности,
форм
совместного
взаимодействия и их участников. Детская инициатива является важнейшим
показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным,
активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей,
позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие
умения детей работать в группе сверстников. Инициативный ребенок
стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной
деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию,
участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей,
самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей,
отличается способностью к принятию собственных решений. У инициативного
ребенка ярко
проявляются
такие
отличительные
черты,
как
любознательность,
изобретательность, пытливость ума.
Выделяют четыре сферы инициативы:
 коммуникативная
инициатива
(включенность
ребенка
во
взаимодействие
со
сверстниками,
где
развиваются
эмпатия,
коммуникативная функция речи);
 творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как
основную творческую
деятельность
ребенка,
где
развиваются
воображение, образное мышление);
 инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в
разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка,
конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления»
материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
 познавательная инициатива – любознательность (включенность в
экспериментирование,
простую
познавательно-исследовательскую
деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственновременные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно
порекомендовать педагогам?
 уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
 выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со
способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с
заданием);
 поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого),
похвала, подбадривание (правильности осуществляемого
ребенком
действия, а не его самого);
 обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со
стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес
ребенка;
 положительная оценка (как итогового, так и промежуточного
результата);
 проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;

 косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие,
направить и т. д.);
 личностный пример воспитателя (использование грамотной
правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
 отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т.
д.);
 предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
 создание и своевременное изменение предметно-пространственной
развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового
опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты,
инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен
беспрепятственный доступ и т. д.);
 обеспечение
(выбора
различных
форм
деятельности:
индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала,
художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи),
музыкальных и спортивных атрибутов).
 отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
 предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
 не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как
личность;
 создавать в группе положительный психологический микроклимат, в
равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям:
выражать
радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения
своего отношения к ребенку;
 поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу;
обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других
или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе,
другу);
Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали,
педагоги должны поощрять инициативу, применяя различные приемы и
методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская
деятельность
взрослого
и детей,
опыты
и
экспериментирования,
интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке
природы, ритуал планирования самостоятельной деятельности, совместная
деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности,
самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; а также, такие приемы,
как алгоритмы, моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с
ребенком.

Содержание программы
Тема занятия
1.«Мой
любимый
дождик»

2.«Весёлые
мухоморы»(1
занятие)

Нетрадиционн Задачи
ые техники
октябрь
Рисование
Познакомить с нетрадиционной
пальчиками
изобразительной
техникой
рисования
пальчиками.
Показать приёмы получения
точек и коротких линий. Учить
рисовать дождик из тучек,
передавая его характер (мелкий
капельками, сильный ливень),
используя точку и линию как
средство выразительности.
Рисование
Продолжать
знакомить
с
нетрадиционной
пальчиками
изобразительной
техникой
рисования пальчиками. Учить
наносить ритмично точки на
всю поверхность бумаги.

Материал
Два листа светлосерого
цвета
нарисованными
тучками разной
величины, синяя
гуашь, салфетки.

Вырезанные
из
белой
бумаги
мухоморы
различной
формы;
гуашь
белая, салфетки,
иллюстрации
мухоморов.
3.«Жёлтые
Рисование
Познакомить
с
техникой Бумага размером
листья летят».
ладошками.
печатанья ладошками. Учить 1\2 альбомного
наносить быстро краску и листа,
гуашь
делать отпечатки – листочки.
жёлтая.
Развивать
цветовое восприятие.
4.«Осень вновь Рисование
Расширять представление о Бумага размером
пришла»
пальчиками,
приметах
осени.
Учить 1\2 альбомного
оттиск
рисовать всеми пальчиками, листа
с
поролоном.
набирая краску разного цвета, нарисованным
делать фон рисунка оттиском деревом,
поролона.
поролон, гуашь
желтая, красная.
ноябрь
1.«Вот ёжик - Оттиск смятой Познакомить
с
новым Бумага размером
ни головы, ни бумагой,
способом рисования. Учить 1\2 альбомного
ножек…»
Рисование
рисовать животных способом листа, газета,
пальчиками
оттиск смятой бумагой.
гуашь
серая,
Дорисовывать детали образа коричневая.
ёжика пальчиком
2.«Солнышко»
Рисование
Вызывать эстетические чувства Листы голубой
ладошками.
к природе и её изображениям бумаги с кругом
нетрадиционными
жёлтого цвета.
художественными техниками;
развивать цветовосприятие и
зрительно-двигательную
координацию.

3.«Ягоды
тарелочке».

на Рисование
пальчиками.

4.«Букет
осенних
листьев».

из Печатание
листьями

1.«Зайчик»

Рисование
пальчиками.

2.«Снежные
комочки»

Рисование
тычком
жёсткой
кистью

3.«Птицы
клюют ягоды»

Рисование
пальчиками,
оттиск
пробкой

4.«Маленькой
ёлочке холодно
зимой».

Рисование
пальчиками

1. «Вишнёвый оттиск
компот»
пробкой

Вызывать эстетические чувства
к природе и её изображениям
нетрадиционными
художественными техниками;
развивать цвет восприятие и
зрительно-двигательную
координацию.
Познакомить
с
техникой
печатания листьями. Учить
окунать лист в краску и
оставлять след на бумаге.
Воспитывать аккуратность.
декабрь
Учить закрашивать пальчиком
по контуру. Развивать чувство
композиции.
Упражнять
в
изображении
предметов округлой формы и
аккуратном закрашивании их
тычком жёсткой кистью. Учить
повторять
изображение,
заполняя всё пространство
листа.
Учить
рисовать
веточки,
украшать в техниках рисования
пальчиками
и
печатания
пробкой (выполнение ягод
разной величины и цвета);
закрепить навыки рисования.
Воспитывать
аккуратность.
Развивать чувство композиции.

Закрепить умение рисовать
пальчиками. Учить наносить
отпечатки по всей поверхности
листа
(снежинки,
снежные
комочки).
Учить
рисовать
ёлочку.

Листы
круглой
формы
(тарелочка),
гуашь красного
цвета.
Сухие листики,
гуашь
в
мисочках,
плотные листы,
салфетки.
Листы
серой
бумаги
с
изображением
зайчика,
гуашь
белого цвета.
Бумага размером
1\2 альбомного
листа серого
цвета,
кисти,
белая гуашь.
Бумага размером
1\2 альбомного
листа
разных
цветов,
коричневая
гуашь,
кисть,
гуашь красного,
оранжевого
и
бордового цветов
в
мисочках,
пробки, рисунки
птиц,
клей,
салфетки
Тонированный
лист
бумаги
(синий,
фиолетовый),
зелёная
гуашь,
кисть,
белая
гуашь в мисочке,
салфетки,
образцы ёлочек.

январь
Продолжать
знакомство
с силуэте
банки,
техникой печатания пробкой, красная гуашь

2.«Мои
рукавички»

оттиск
пробкой

3.«Маленькой
ёлочке холодно
зимой...»

Разные

4.«Красивая
салфеточка».

Рисование
пальчиками.

1.«Весёлый
снеговик»

Рисование
пальчиками.

картофельной
матрицей,
показать
приём
получения
отпечатка
(ягоды
вишни).
Рисование ягод на силуэте
банки.
Упражнять в технике печатания
пробкой,
в
рисовании
пальчиками. Учить рисовать
элементарный узор, нанося
рисунок равномерно в
определённых местах.
Упражнять
в
рисовании
пальчиками,
ватными
палочками,
в
нанесении
рисунка по всей поверхности
листа (снежинки в воздухе и на
веточках дерева). Познакомить
с
новым
нетрадиционным
изоматериалом — губкой, и
способом рисования ею
(тампонирование сугробов на
земле).
Закреплять умение рисовать
пальчиками.
Развивать
композиционные
умения,
цветовое
восприятие,
эстетические чувства.
февраль
Учить закрашивать пальчиком
по контуру. Развивать чувство
композиции.

Силуэт
рукавички,
пробки,
гуашь
разного цвета
Бумага размером
1\2 альбомного
листа серого
цвета,
губка,
ватные палочки,
гуашь белая

Белая
бумага
размером
50*50.Гуашь
разных цветов.

Листы бумаги с
нарисованными
снеговиками.
Гуашь
синего
цвета.
2.«Снег
Рисование
Закреплять умение рисовать Листы голубой
кружится».
пальчиками
пальчиками.
Вызвать бумаги.
эмоциональный отклик.
3.«Снежинки».
Свеча
+ Познакомить с новой техникой Свеча,
плотная
акварель
рисования
свечой.
Учить бумага, акварель,
наносить рисунок на всей кисти.
поверхности
листа,
затем
закрашивать лист акварелью в
один или несколько цветов.
4.«Кораблик для Скатывание
Закрепить технику - скатывание Салфетки,
папы»
бумаги
бумаги. Продолжать учить изображение
сминать бумагу в комочек и
кораблика,
приклеивать на изображение. клейстер,
Воспитывать аккуратность.
салфетки
март
1.«Цветы
для Рисование
Закрепить технику печатания Гуашь, плотные
мамы»
ладошками,
ладошками. Развивать интерес к цветные листы,

выполнению работы.

салфетки.

Упражнять
в
скатывании
шариков из салфеток. Развивать
чувство композиции. Закрепить
навыки наклеивания. Закрепить
знания и представления о цвете
(жёлтый), форме (круглый),
величине
(маленький),
количестве (много), качестве
(пушистый)
предмета;
формировать
навыки
аппликационной техники.
Закрепить умение рисовать
ватными
палочками
и
печатками. Развивать чувство
ритма и формы.

Листы
с
изображением
ветки,
желтые
салфетки, ветка
мимозы

Закрепить умение украшать
простые по форме предметы,
нанося рисунок по возможности
равномерно на всю поверхность
бумаги. Упражнять в технике
печатания. Развивать чувство
ритма, композиции.
апрель
1.«Два жадных Оттиск смятой Учить рисовать животных
медвежонка»
бумагой,
ватные
палочки.

Матрешки,
вырезанные
из
бумаги, разные
печатки,
пальчиковая
краска, салфетки

2.«Ветка
мимозы»

3.«Бабочка»

4.«Нарядные
матрешки»

пальчиками,
печатками.
Скатывание
салфеток

Рисование
ватными
пальчиками,
тампонирован
ие
Оттиск
печатками

2.«Ночь
звезды»

и Рисование
манкой,
скатывание
салфеток

3.«Рыбки
аквариуме»

в Рисование
ладошкой,
пальчиками

4.«Закат»

Рисование
пальчиками

Познакомить с нетрадиционной
изобразительной
техникой
рисования
манной
крупой.
Воспитывать
эстетическое
отношение к природе через
изображение образа неба.
Учить превращать отпечатки
ладоней в рыб, рисовать
различные
водоросли.
Развивать воображение, чувство
композиции. Закрепить умение
дополнять
изображение
деталями.
Показать прием получения
коротких линий. Закрепить
данный
прием
рисования.
Развивать цветовосприятие.

Ватные палочки,
гуашь,
изображения
бабочек.

Газета,
ватные
палочки, Бумага
размером
1\2
альбомного
листа,
коричневая
гуашь.
Лист
с
контурным
изображением
ночного
неба,
клей,
манная
крупа, салфетки
Тонированные
листы
бумаги
(светло-голубые),
пальчиковая
краска, салфетка,
иллюстрации.
Листы бумаги с
контурным
изображением,
пальчиковая

краска, салфетки
1.«Морковка»

Рисование
пальчиком.

2.
«Красивые Рисование
цветы
для ладошкой
пчелки»

3.«Травка»

Рисование
ладошкой.

4.«Одуванчик»

Рисование
пальчиком.

Май
Учить рисовать пальчиком по
контуру,
развивать
цветовосприятие и зрительнодвигательную координации.
Продолжать учить рисовать
ладошкой и пальчиком на листе
бумаги,
закрепить
знание
красного и зелёного цвета,
развивать
творческое
воображение.
Упражнять в технике печатанья
ладошкой. Закрепить умение
заполнить отпечатками всю
поверхность листа. Развивать
цветовосприятие.
Вызывать эстетические чувства
к природе и её изображениям
нетрадиционными
художественными техниками;
развивать цветовосприятие и
зрительно-двигательную
координацию.

Листы
белой
бумаги
с
изображением
моркови, гуашь
оранжевого
и
зелёного цвета.
Листы
белой
бумаги,
гуашь
зелёного
и
красного цвета,
салфетки
Листы
белой
бумаги,
гуашь
зелёного цвета.
Листы
белой
бумаги,
гуашь
жёлтого,
зелёного цвета.

Педагогическая диагностика (мониторинг) освоения программы
2.6.1. Методы и приёмы диагностики
Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно
проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного
подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные
техники.
Использовала разнообразные, в том числе, игровые приемы.
При общении с детьми использовала демократичный стиль общения,
который позволял мне создать оптимальные условия для формирования
положительного эмоционального микроклимата в группе.
Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба,
опосредованное требование.
Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением,
активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением
применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках
рисования.
Цель проведения диагностики:
1. Выявить уровень художественного развития детей.
2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера
деятельности, материалов, замысла, способов изображения.
Характер диагностики: естественный педагогический.
Методика проведения:
1. Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
2. На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного
выбора их детьми
3. Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно
пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации
своего замысла.
4. По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на
ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник,
комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного
образа.
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для
удобства фиксации наблюдений.

Мониторинг освоения дополнительной программы «Акварелька»
Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник
№ Имя ребенка
п
/
п
1

выделяет
основные
признаки
объектов,
сезонные
изменения,
внешние
признаки
эмоциональн
ых состояний
Нача Конец
ло
года
года

Итого

Активно
использует
цвета в
рисунке

Владеет
основными
изобразитель
ными и
техническим
и навыками
рисования

Знает
нетрадиционн
ые техники
изображения,
применяет их
в работе

Быстро
усваивает
приёмы
работы в
новых
нетрадиционн
ых техниках

Обогащает
образ
выразительны
ми деталями,
цветом,
используя
знания о
нетрадиционн
ых техниках

Проявляет
самостоятель
ность

Правильно
пользуется
материалами и
инструментам
и

Нач
ало
год
а

Нач
ало
год
а

Нача
ло
года

Нача
ло
года

Нача
ло
года

Нача
ло
года

Нача
ло
года

Конец
года

Конец
года

Конец
года

Конец
года

Конец
года

Конец
года

Оценка:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный характер.
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление.
2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной.
Уровень освоения дополнительной программы
В- 13-16 баллов
С – 7-12 баллов
Н – 0-6 баллов

Конец
года

баллов/уровень

Начало
года

Конец
года

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Задачи взаимодействия с родителями (законными представителями):
 Содействовать восстановлению и укреплению внутрисемейных связей путём
вовлечения членов семьи в совместную творческую деятельность.
 Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.
 Знакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми
среднего возраста.
 Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность
детей в детском саду и дома.
Основные направления взаимодействия с родителями:








Оформление папок-передвижек, буклетов с рекомендациями
Оформление информационных стендов
Выставки детских работ
Тематические родительские собрания
Рекомендации, фотоотчеты на сайте детского сада
Анкетирование родителей
Мастер-класс для родителей
III. Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение
Основная цель организации развивающей предметно-пространственной
среды: создание условий для самовыражения каждого ребенка и развития его
творческого потенциала. Главная задача состоит в том, чтобы заинтересовать
ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию
интересных работ, вкладывая в них все свои замыслы и фантазии.
Развивающая предметно – пространственная среда кабинета «Тюльпанчик»
соответствует возрастным особенностям и возможностям детей. Эстетическая
микросреда создаётся на каждом занятии и определяется его содержанием,
является специфичной для каждого занятия.
Основное оборудование
№

наименование

1
2
3
4
5

Детские столы
Детские стульчики
Шкафы для хранения методического материала и пособий
Мольберт
Ноутбук

Заключение
Использование
нетрадиционной
техники
рисования
стимулирует
художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие
способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность
выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий,
обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное
эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание
индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог
дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость
творчества.
Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными
техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого
прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных
процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи.
Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки,
глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться
на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы
с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности –это своеобразные игры
с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний,
умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому
приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного
развития детей.
Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя
свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать
труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру.
Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый
толчок к творчеству.

Литература
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуздидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей
дошкольного М. : ТЦ Сфера, 2002.-192с.
4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М. : Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012
г.
6. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
7. «Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2004
8. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2003
9. Педагогический опыт,опубликованный в журналах дошкольное воспитание
10. Медиоресурсы интернета «МААМ. ru», «Почемучка. ru» и т. д
11. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
12. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3-7 лет»
13. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М. :
Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.
14. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия
«Вместе с детьми»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».