Материально-техническое обеспечение кабинета учителялогопеда Организация и насыщение коррекционно-развивающего пространства Образовательные Наименование области центров Цели, задачи Социальнокоммуникативное развитие - развитие игровой деятельности; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); Центр конструирования Центр речевого развития Центр музыкально – театральный Гостиная, спальня, кухня, ванная, парикмахерская, больница Предметное насыщение - Схемы для строительных игр - Лейки - Служебные машинки различного назначения. Грузовые, легковые автомобили. - Куклы в одежде. Куклы-младенцы. - Комплекты одежды для кукол-младенцев. - Дом для кукол с - формирование мебелью, посудой, положительного семьей кукол. отношения к себе; - Коляска для куклы - 2 - формирование шт. первичных личностных -Комплект приборов представлений (о себе, домашнего обихода. собственных - Игровые модули: особенностях, «Магазин», возможностях, «Больница», «Кухня», проявлениях и др.); «Парикмахерская» с - формирование инструментами. первичных гендерных - Игровой модуль представлений (о «Мастерская» с собственной инструментами принадлежности и - комплекты: кухонной, принадлежности других столовой, чайной людей к определенному посуды для игры с полу, гендерных куклой отношениях и - Набор фигурок людей взаимосвязях); представителей - формирование различных профессий первичных - Конструктор с представлений о семье. элементами городского - формирование пейзажа и фигурками первичных жителей представлений об - Конструктор с обществе (ближайшем элементами в виде социуме и месте в нем); транспортных средств, - формирование строений, фигурок первичных людей представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; - формирование первичных представлений о мире; - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности - формирование основ безопасности окружающего мира природы) как предпосылки экологического сознания. - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых. Познавательное развитие Центр для - развитие сенсорной экспериментирования культуры; - развитие Центр речевого познавательноразвития исследовательской и продуктивной Центр (конструктивной) деятельности; конструирования - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. - формирование целостной картины - Комплект игровой мягкой мебели - Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания -Материалы для звукового и слогового анализа слов -Игры для совершенствования грамматического строя речи - Строительный деревянный конструктор – 4 шт. - Различные виды конструкторов - Военная техника - Космическая техника. - Муляжи фруктов и овощей. Набор продуктов. - Набор строительных элементов. - Город (конструктор). Колеса (конструктор). Окна, двери, черепица (конструктор). - Животные (конструктор). Большие строительные пластины. - Набор хлебобулочных изделий – 4 шт. - Наборы фигурок домашних животных, мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений); диких животных, животных жарких стран и т.д. - Игры-головоломки разного уровня сложности. - Мозаики, пазлы - Пластмассовый конструктор с деталями разных конфигураций и соединением их с помощью болтов, гаек и торцевых элементов одного типа для создания действующих моделей механизмов. - Набор для наглядной демонстрации образования чисел в пределах 10 - Счѐтный материал - Рамки и вкладыши тематические. Домино. Лото. - Шнуровки различного уровни сложности. - Настенный планшет «Погода» с набором карточек. - Настенный планшет «Мы дежурные» с набором карточек. - Комплект книг для старшей группы. -Наборы геометрических тел - Комплекты цифр и математических знаков Речевое развитие Центр речевого развития Центр литературы -развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами русской речи. - Детская художественная литература - Настольно-печатные игры - Предметные картинки - Картины для развития связной речи - Дидактические игры по речевому развитию Художественноэстетическое Центр музыкально – творческой деятельности Центр по изобразительной деятельности - развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы); - приобщение к словесному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе). - Дидактические материалы для обследования детей - Тематические картинки - Детские энциклопедии - Детские журналы Приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству; - развитие музыкальнохудожественной деятельности. - Набор перчаточных кукол к сказкам - Ширма для кукольного театра настольная - развитие продуктивной деятельности детей; - развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству. - Наборы пальчиковых кукол по сказкам - Набор музыкальных инструментов - Погремушки - Флажки разноцветные - Шапочки-маски для театрализованных представлений - Комплект CD-дисков с музыкальными произведениями - Комплект CD-дисков со звуками природы - Настольный театр - Музыкальный центр - Мультимедийное оборудование - Бубен большой - Бубен маленький – Бубен средний - Ксилофон - Металлофон - Гитара детская - Звуковые ложки (тональные, набор 6 шт., ударный музыкальный инструмент) - Игровые ложки (комплект 3 шт., ударный музыкальный инструмент) - Маракасы (пара) - Трещетка пластинчатая - 2шт. - Барабан с палочками 3 шт. - Треугольники (набор 4 шт., ударный музыкальный инструмент) - Свистулька – 3 шт. - Погремушки - 10 шт. - Флажки разноцветные – 20 шт. - Мягкие игрушки различных размеров, изображающие животных, людей Физическое Центр двигательной активности - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно- - Кольцебросы. Городки. Кегли. Минигольф. Клюшки с шайбой. - Скакалки. Мешочки для метания. Обручи. Палки гимнастические. - Мячи резиновые. Мячи фитбол. Мячи массажные. Мячи футбольные. - Мяч баскетбольный. - Гимнастический набор для построения полосы препятствий и развития основных движений - Скамейки - Мешочки для метания (набор 20 шт.) 100-120 г - Флажки разноцветные - Мячи резиновые гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о ЗОЖ. - Комплект мячеймассажеров (6 мяча различного диаметра) - Обручи Кабинет учителя-логопеда, включает необходимое для логопедической работы с детьми оборудование и материалы: - настенное зеркало, - индивидуальные зеркала, - шпатели, средства для их обработки, - пособия для логопедической работы с детьми: игрушки, иллюстративный материал, дидактические материалы для развития дыхания и пр. Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы: - альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов; - наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, предлоги, схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов, словообразовательные схемы и уравнения и т.п.); - дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия (посуда, овощи-фрукты, дикие и домашние животные, транспорт, детеныши животных, одежда, обувь и т.п.), целый предмет и его части, части тела человека, и животных, словадействия, признаки предметов (качественные, относительные, притяжательные), слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением и т.п. - дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам: согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; глаголов с местоимениями; простые и сложные предлоги; простые и сложные предложения; однородные члены предложения, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами и т.д. - дидактические пособия по развитию связной речи: картины, серии картин; наборы предметных и сюжетных картинок для распространения или уточнения сюжетной линии; игрушки для составления рассказов-описаний, сборники сказок, рассказов для составления пересказов, различные детские хрестоматии; загадки, потешки, поговорки, скороговорки (в зависимости от возраста и уровня речевого развития детей) и т.п. - дидактические пособия по развитию оптико-пространственных ориентировок: листы бумаги, плоскостные и объемные геометрические формы, настенные и настольные панно, модули, лабиринты и т.п. - дидактические пособия по развитию моторно-графических навыков: наборы для развития чувствительности и подвижности рук, настенные и настольные панно и модули, конструкторы, ручки, карандаши, фломастеры, глина, пластилин и т.п. - дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука букв, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и др. изображения букв, изображения букв со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради. Пособия для обследования и развития слуховых функций. Звучащие игрушки, музыкальные инструменты (бубен металлофон, пианино, барабан, гитара, балалайка, гармошка, колокольчики) предметные картинки, обозначающие низко и высоко частотные слова (школа, чайник, щетка, шапка пирамида, лампа, ракета, лодка), сюжетные картинки. Пособия для обследования и развития интеллекта Пирамидки разной величины, кубики вкладыши, набор матрешек разного размера, «почтовый ящик», счетные палочки, разрезные картинки (на 2,3,4 части), наборы картинок по тематическим циклам, наборы парных картинок для сравнения, кукла и девочка, лев в клетке мягкая игрушка льва, настольная лампа и солнце, самолет и птица, Снегурочка и елочная игрушка), серии сюжетных картинок, альбом с заданиями на определение уровня логического мышления. Пособия для обследования и развития фонематических процессов, формирования навыков языкового анализа и синтеза, обучения грамоте. Разрезная азбука. Символы звуков, схемы для анализа и синтеза слогов, слов. Символы для составления картинно-графической схемы предложений. Символы простых и сложных предлогов. Наборы букв разной величины (заглавные и прописные), печатные, наборы элементов букв, которые можно раскрасить, вырезать по контуру, заштриховать, слепить из теста, пластилина, сделать из проволоки, картона, бархатной бумаги или наждачной. Карточки с перевернутыми буквами, схемами слов разной сложности. Дидактические игры в соответствии с разделами коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР. Материально-техническое оснащение кабинета учителя-логопеда Логопедический кабинет оснащен оборудованием: 1) Столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе. 2) Шкафы и полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы. 3) Настенное зеркало для индивидуальной работы над звукопроизношением, над которым висит лампа, обеспечивающая специальное освещение. 4) Зеркала по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии. 5) Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда. 6) Технические средства обучения. 7) Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах. 8) Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики. 9) Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением. 10) Различные речевые игры. 11) Методическая литература. 12) Полотенце, мыло и бумажные салфетки. 13) Мультимедийная установка. Организация пространства и его оснащение позволяют реализовать индивидуальный коррекционнообразовательный маршрут детей с ОВЗ. Среда насыщена вариативными материалами и оборудованием для реализации индивидуализированного образования детей с ОВЗ. Оснащение среды регулярно изменяется, отражая интересы детей. Методическая литература - Автор – составитель Е. Н. Маслова «Ускоренная постановка звуков» «Корифей» / Волгоград, 2005г. - Е. В. Мазанова « Учусь не путать звуки», альбом 2 / Москва, 2008 г. - Е. В. Мазанова « Учусь не путать звуки», альбом 1, Москва, 2008 - Е. В. Мазанова « Учусь не путать звуки», альбом 2 / Москва, 2008 г. - Н. Е. Ильякова «Звуки С. З, Ц, я вас различаю» настольные логопедические игры – занятия для детей 5-7 лет - Н. Е. Ильякова «Звуки Р, Л, я вас различаю» настольные логопедические игры – занятия для детей 5-7 лет - Н. Е. Ильякова «Звуки Ч, Щ, я вас различаю» настольные логопедические игры – занятия для детей 5-7 лет - В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков с, з, ц» - В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Л», / Москва,2008 г. - Л. А. Комарова «Автоматизация звука «Р» в игровых упражнениях», / Москва,2008 г. - В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков с, з, ц» / Москва,2008 г. - М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» / Москва,1966 г. - Альбом по развитию речи в рассказах и весёлых картинках для дошкольников - Н. И. Соколенко «Посмотри и назови» /1997г ч. 1 - Н. И. Соколенко «Посмотри и назови» /1997г ч. 2 - Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко «Ребёнок плохо говорит» /2007 г. - Серия «Говорим правильно», читаем предложения / читаем слова / играем в слова \ слова и звуки / делим слова на слоги - Е. И. Тимонин «Формирование лексико – грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа) /2002 г. - Картотека предметных картинок «Фрукты – овощи» /2013г. - Альбом по развитию речи в рассказах и весёлых картинках О. Новиковская / Москва,2014 - Г. Ванюхина «Речецветик»,/ Екатеринбург, 2001 г. - Г. Ванюхина «Речецветик»,/ Екатеринбург, 1993г. - О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста» /2003 г. - В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» / 1984 г. - А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребёнок» / 1988 г. - Спецкурс: «Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» / 1994 г. - В. В. Коноваленко «Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе» / 1999 г. - Н. В. Емкина, О. В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» / 1996 г. - Е. И. Тихеева «Развитие речи детей» / 1981 г. - Л. Ф. Климанова, Л. Н. Борейко «Рисуй, думай, рассказывай» / 1995 г. - Л. Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников» / 1985 г. - Г. С. Швайко «Игры и гровые упражнения для развития речи» / 1988 г. - Л. М. Козырева « Слоговое лото» приложение к пособию « Мы читаем по слогам» (комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет), / Москва, 2007 г. - «Дошкольник» обучение грамоте детей дошкольного возраста(планы занятий), / Волгоград - «Как хорошо уметь читать!» Д. Г. Шумаева, программа – конспект /Санкт – Петербург, 2000 г. - А. С. Овечкина «Учимся читать» / 1995 г. - Букварь В. Горецкий / 1987 г. - . В. И. Романина, М. Ю. Новицкая «Играй, да дело знай» (азбука) / 1995 г. - Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьёва « Развитие речи ребёнка от одного года до семи лет» /Москва, 2007г. - Школа семи гномов ( занятия с ребёнком от рождения до года), сложи картинку, / Москва,2009г. - Особенности коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями психомоторного развития ( из опыта работы ДОУ № 239), / Екатеринбург, 2001 г. - С. Т. Шевченко, Г. М. Капустина «Предметы вокруг нас» с приложением т. 1 ( 2 тетради), / Смоленск, 2000 г. - О. В. Закревская «Развивайся, малыш!», сюжетные картинки по развитию речи / Москва,2009 г. - М. В. Кралина «Логика», 1998 г.